Перекресток МиллераMiller's Crossing
Режиссер: Джоэл Коэн, Этан Коэн
В ролях: Джон Туртурро, Фрэнсис Макдорманд, Стив Бушеми, Гэбриел Бирн, Джон Полито, Сэм Рэйми, Майк Старр, Марсия Гэй Харден, Альберт Финни, Эл Манчини, Ричард Вудс, Томас Тонер
Жанр: Триллер
Страна: США
Год: 1990
Аннотация
Картина от создателей "Большого Лебовски" и "Фарго" - братьев Коэнов с участием Гэбриела Бирна и Джона Туртурро и Стива Бушеми .
Один из лучших фильмов о мафии и гангстерах. Америка 30-х годов. Время сухого закона. Преступные кланы в любой момент готовы развязать кровавую войну за контроль над поставками нелегального алкоголя. Том Рейган - умный и авторитетный преступник, бывший советник одного из мафиозных боссов. Он своего рода антигерой, абсолютно аморальный, эгоистичный и подлый человек. Но, тем не менее, своими незаурядными способностями оставаться живым после самых крутых разборок вызывает искреннюю симпатию. Он умело балансирует между двумя, готовыми в любой момент сорваться, бандами. Пытаясь удержать их от начала войны. Но долго так продолжаться не может, и у Тома возникают большие проблемы, от решения которых будут зависеть судьбы слишком многих людей …
______________________________________________
Обзоры
1
Перекресток Миллера — это в Чикаго. Живописный лесок в тихом пригороде, куда гангстеры любили вывозить своих друзей подышать чистым воздухом. Причем друзья оказывались настолько поражены красотами природы, что в душный и шумный город уже никогда больше не возвращались. Аминь.
Почему-то получается так, что все коэновские фильмы можно разделить на две большие группы: либо это комедия с легким «чернушным» привкусом, как «Большой Лебовский» или «Воспитание Аризоны», либо нуар с налетом комедии, как «Фарго» или «Человек, которого не было».
«Перекресток Миллера» попадает во вторую группу. Да, тридцатые, Чикаго, серьезные мужчины с квадратными подбородками, купленные полицейские, длинные пальто, шляпы, трогательные автомобили, неизбежные автоматы Томпсона, зловещие черные силуэты и много-много пуль. Но во всем этом есть какая-то несерьезность. Подбородки у мужчин слишком уж квадратные, патроны у томмиганов никогда не кончаются (при условии, что автомат в этот момент находится в руках Хорошего Парня), а продажный коп ведет себя точь-в-точь как услужливый диспетчер из службы доставки.
Чего стоит хотя бы самая первая сцена, где один из чикагских крестных отцов жалуется на тяготы жизни честного бандита. Только, понимаешь, уломаешь какого-нибудь боксеришку, чтобы лег в четвертом раунде, как об этом тут же узнает весь город, так что к моменту самого боя вчерашняя «темная лошадка» уже становится признанным фаворитом, и ставки на него принимаются десять к одному. Ну как тут заработать на жизнь?
Этого крестного зовут Каспер, а информацию, по всей видимости, сливает некто Берни Бернбаум. По крайней мере, Каспер его серьезно в этом подозревает. А если Каспер кого-то подозревает, то очень скоро этого мужчину везут прокатиться. Недалеко. На перекресток Миллера.
Но Берни голыми руками не возьмешь. Дело в том, что его сестра Верна — любовница и будущая жена самого главного местного авторитета Лео. И по совместительству любовница его лейтенанта Тома. Поэтому и Лео, и Том горой стоят за Берни Бернбаума. Пахнет войной. Пахнет большими неприятностями, кровью и порохом. А тут еще «хвост», которого Лео приставил в Верне, таинственным образом скончался от легкого отравления свинцом…
Расслабьтесь. На самом деле все не так сложно, как может показаться. Напротив, все очень просто. Просто Том, «сукин сын из принципа», в своей жизни любил только двоих: Верну и свою шляпу. И ради этой любви (к Верне, а не к шляпе) он совершил несколько очень нелогичных поступков, рискуя при этом потерять и Верну, и шляпу, и то, на что эта самая шляпа надевается…
Это очень хороший фильм. С запутанным, но логичным сюжетом (Коэны явно читали если не всего Дэшила Хэммета, то уж точно «Стеклянный ключ»). С яркими персонажами и безупречным подбором актеров. Тот же Гэбриел Бирн (Том) великолепен. Это не самый великий актер в мире, но в роли мягкого и слабовольного, в общем-то, человека, прилежно изображающего из себя крутого бандита, он смотрится очень органично. Марсия Гей Харден (обязательная для такого фильма роковая женщина) и Альберт Финни с Джоном Полито (враждующие гангстерские боссы) от него не отстают. А уж Джон Туртурро и Стив Бушеми — так это и вовсе практически знак качества (здесь есть еще и камео Сэма Райми и Фрэнсис Макдорманд… ищите и обрящете). Оставалось только добавить к этому фирменные коэновские диалоги, Джоэла Коэна усадить в режиссерское кресло, а Барри Зоненфельда — за камеру. Внимание, мотор!
Получился… нет, «шедевр» — слишком пафосное и затертое слово. Получился просто лучший фильм братьев Коэн. И один из лучших гангстерских фильмов вообще.
________
2
Штаты, небольшой городок, тридцатые годы прошлого столетия. Как водится в те годы, разгул преступности компенсировался полной коррумпированностью власть предержащих и их силовых структур. В том смысле, что каждый уважающий себя пахан (в Америке они именовались на итальянский манер - мафиозный босс) должен был содержать, как предлагал Мокий Парменович Ларисе Дмитриевне, на полном обеспечении небольшую компанию: крупного городского чиновника, пару судейских и десяток полицейских различных рангов. Только в этом случае пахан считался авторитетом. Причем обеспечение, как вы сами понимаете, должно было быть таких размеров, что самые злые языки обязаны были умолкнуть, потому что есть границы, за которые осуждение не переходит. Самые строгие критики чужой нравственности в смущении прятали языки в защечные мешочки, когда узнавали размер инвестиций руководства организованной преступности в карманы руководства города. Причем, понятное дело, у паханов и в помышлении не было обидеть этим государственных чиновников и полицейских! Они им желали только счастья!..
В данном городке безусловным главой организованной преступности был серьезный мужчина Лео (Альберт Финни). Он контролировал в городе абсолютно все: алкоголь, игорный бизнес, рэкет, мэра и полицию. Единственного, кого Лео уже с трудом мог контролировать, - это Джонни Каспара (Джон Полито), итальянского мафиози, который окрутел настолько, что почти перестал признавать главенство Лео - этого ирландского сукиного сына, как его называл Джонни. Впрочем, на место Лео Джонни пока не метил. У него был хороший кусок игорного бизнеса, и вся проблема во взаимоотношениях между Джонни и Лео возникла из-за какого-то, как его называл Джонни, паршивого еврея - некоего Берни Бернбаума (Джон Туртурро). Этот чертов еврей сдавал паленые ставки Джонни, в результате чего Джонни терял деньги. Нет, Джонни, конечно, и сам сдавал свои ставки, но одно дело, когда Джонни или его люди сдают ставки, чтобы обдурить каких-нибудь уродов, а совсем другое - когда какой-то паршивый еврей сдает ставки Джонни, чтобы обдурить уже самого Джонни.
Порядочные люди так не поступают с итальянскими мафиози. В конце концов, это неэтично, утверждает Джонни. А Джонни - человек с очень серьезными этическими принципами. И если кто-то позволяет себе нарушать этические принципы - по крайней мере, те принципы, которые Джонни считает этическими, - у Джонни с этим человеком разговор короткий: замочить козла, и все дела. Нет, конечно, будь этот Бернбаум итальянцем, Джонни Каспар еще мог бы попробовать с ним уладить дела. В конце концов, зачем итальянцам убивать друг друга, когда они должны вместе работать над тем, чтобы вздрючить всех остальных?!! Но раз речь идет о каком-то еврее без малейших этических принципов, то Джонни должен его замочить. Собственно, Джонни даже не собирается спрашивать по этому поводу разрешения у Лео. Ведь это, если подумать, Лео никак не касается. Просто Джонни, как порядочный бандит, пришел к Лео, чтобы поставить его в известность о своих планах. Все-таки Лео пока крышует Джонни. Да и этого Бернбаума тоже...
Однако Лео не согласен с тем, что Джонни грохнет Бернбаума. Он возражает. Нет, вовсе не по причине того, что он испытывает к этому парню какие-то особо теплые чувства. Его возражения также носят чисто этический характер. Во-первых, он считает, что Джонни совершенно обнаглел, раз не спрашивает мнения Лео на этот счет, а просто ставит его в известность. Во-вторых, Берни Бернбаум - родной брат любовницы Лео - Верны (Марсиа Гэй Харден). Это не вполне этично, считает Лео, разрешить Джонни грохнуть брата своей любовницы. Верне это вряд ли понравится, уверен Лео. Поэтому отвали, Джонни, еврей останется живым.
И вот с такого пустяка началась крупная ссора между старым львом Лео и молодым волком Джонни Каспаром. И теперь Джонни Каспар считает, что Лео должен сойти со сцены. Нечего всяким чертовым ирландцам стоять между итальянским мафиози и этим пакостным евреем. Лео думает, что он самый крутой? Пусть он так не думает. Его время прошло...
Однако у Лео есть советник (тогда еще не вошло в моду итальянское слово consiglieri) по имени Том Риган (Гэбриел Бирн). Том изо всех сил пытался предотвратить войну между Джонни и Лео, однако ему это не удалось - из-за упрямства обоих. И теперь Том с началом этой войны оказывается между двух огней. С одной стороны, Лео ему всецело доверяет и, пока жив Лео, Том находится в относительной безопасности. Но, с другой стороны, Том спит с любовницей Лео - Верной. Да-да, такие дела, такие дела. Так совпало. Конечно, с точки зрения чистой этики поведение Тома выглядит небезупречным, однако Том и не старается быть безупречным. Он алкоголик и игрок. Он непрерывно пьет, а когда не пьет, тогда играет, проигрывая огромные суммы. В редкие минуты просветления - когда он уже или еще не пьян и не играет - Том спит с Верной. Вот так разнообразно и насыщенно проходит его жизнь. Тем не менее Том хочет помочь Лео. В конце концов, это чисто этический вопрос...
***
Отличный гангстерский фильм - оригинальный, умный и незаштампованный. Впрочем, у братьев Коэнов редко бывает по-другому. Фильм поставлен по роману Дэшиела Хэммета, однако сами братья Коэны писали киносценарий, и картина получилась вполне в их духе: спокойной, вдумчивой, непростой и слегка созерцательной.
Несмотря на все признаки гангстерского фильма - бандиты, разборки, стрелки, перестрелки, коррупция и прочее, - "Перекресток Миллера" более похож на психологическую драму, нежели на боевик. Главный герой повествования - Том Риган - человек странный, загадочный, и почти до самого конца трудно понять, что за игру он ведет и против кого дружит. Но в этом, собственно, и заключается одна из изюминок фильма. В нем все рисуется полутонами, а не черным и белым. В нем нет однозначных злодеев и однозначных героев.
Например, Лео - чистый бандюган, пахан, однако вызывает уважение своей стойкостью и твердостью. В минуты опасности Лео не прячется за спины своих подручных, он сам способен защитить себя, что с блеском и демонстрируется, когда Джонни присылает к Лео убийц. Эпизод, когда Лео отстреливается в своем доме от двух убийц, снят превосходно. Альберт Финни блестяще сыграл Лео. Настоящий лев - мощный, сильный, прямолинейный. Правда, хитрым умом Лео не блещет, но на это у него есть Том...
Персонаж Берни Бернбаум (Джон Туртурро) - еще более сложный и неоднозначный. С одной стороны, он, конечно, явный мерзавец. С другой, когда его должны убить, Берни произносит такой проникновенный монолог, что не пожалеть его может только совершенно бесчувственный чурбан. Однако у Берни будет возможность превратить это все в фарс... Как эту роль сыграл Туртурро? Как обычно - превосходно. Причем Джон, и это для него характерно, сумел найти для данной роли какие-то новые, оригинальные черты. Туртурро - очень разносторонний актер, его роли не похожи одна на другую, и в данном случае Бернбаум - это совершенно особый персонаж в его актерской галерее. Персонаж сложный и очень интересный. Берни - подл и труслив. Он жутко боится всех этих бандитов, однако все-таки отваживается играть с ними в смертельно опасные игры. Впрочем, Берни - это не Лео. Чтобы отвести от себя подозрения, Берни подставляет бандитам своего дружка Минка (которого играет еще один изумительный актер - Стив Бушеми).
О главном герое, Томе Ригане, уже было сказано довольно много. Как это нередко бывает у Коэнов, центральный персонаж картины - человек загадочный, непонятный и непонятый, погруженный в себя. В фильме "Человек, которого не было" подобную роль играл Билли Боб Торнтон, здесь - не менее подходящий актер Гэбриел Бирн. Том в "Перекрестке Миллера" - эдакий Пьеро после грехопадения. Человек, безусловно, асоциальный, однако он, будучи советником у крупного бандита, не считает убийство наилучшим решением проблем. Том не хочет никого убивать. Зато его хотят убить очень многие. Но этот парень, всегда сохраняя совершенно невозмутимое и даже отстраненное выражение на лице, каким-то образом ухитряется выходить сухим из воды. Ну, может, и не всегда сухим, но хотя бы живым - уже хлеб... Замечательная актерская работа Бирна, практически - шедевр.
Ну и отдельно хочется отметить высочайший уровень постановки картины. Правда, хвалить Коэнов за режиссуру - даже как-то странно, но ничего поделать с собой не могу: сделан фильм великолепно. Мало кто умеет снимать созерцательные, но одновременно вполне динамичные криминальные драмы, однако Коэнам это вполне удается. Каждый кадр продуман и четко выстроен, по всему фильму расставлены значимые символы - вроде шляпы, уносимой ветром на перекрестке Миллера - месте, где решаются проблемы... Кстати, оператором-постановщиком картины был Барри Зоненфельд. Да-да, тот самый.
Блестящий образец криминальной драмы - умный, тонкий, отлично снятый и великолепно сыгранный. На IMDB этот фильм входит в лучшие 250 фильмов всех времен и народов - на мой взгляд, вполне заслуженно. Как и почти все остальные фильмы Коэнов, "Перекресток Миллера" оставляет очень приятное "послевкусие", и его потом хочется пересмотреть, смакуя отдельные сцены. Отличный фильм. Просто отличный.
__________________________
http://exler.ru/films/01-04-2004.htm и др.