...еще вчера их "разыскивали по всем морям", сегодня они вполне уважаемые люди...
Каперы (корсары, приватиры, арматоры) (нем. Кареr, фр. corsaire, англ. privateer) — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжали на свой счет судно (также называемое каперским или корсаром) с целью захватывать купеческие корабли неприятеля, а в известных случаях — и нейтральных держав. Каперов или корсаров, как частных лиц, действовавших в рамках права войны, не следует смешивать с «крейсерами», или, по современной терминологии, рейдерами — военными судами, предназначенными для той же цели, а с другой стороны с пиратами — морскими разбойниками, действовавшими вне каких-либо правовых рамок.
Термин
Слово «капер» наиболее раннее, вошло в употребление на Средиземноморье ещё с (примерно) IX века до н. э. Термин «корсар» появилось значительно позже, начиная с XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». В средние века употреблялись оба названия. Слово «приватир» появилось ещё позже (первое употребление датируется 1664 годом) и пошло от английского «privateer». Часто термином «приватир» хотели подчеркнуть английскую национальность капера, на Средиземноморье он не прижился, всякого капера там по-прежнему именовали корсар (фр.), корсаро (ит.), корсарио (исп.), корсари (португ.).
Словом «печелинги» или «флекселинги» в XVI-XVII вв. называли каперов, состоявших на голландской службе, термин этот, в основном, имел хождение в северных водах Европы начиная с 1570-х годов. Позже он перекочевал и в Новый Свет. Оба названия пошли от основной морской базы голландских каперов — порта Фли́ссинген.
Происхождение каперства
Начиная с XII в., государства допускают частных лиц к самоуправному исканию себе удовлетворения лишь с особого правительственного разрешения (lettres de représailles). Выдача таких разрешений для действия на суше прекратилась еще в средние века, но из lettres de représailles развились каперские патенты (lettres de marque), с помощью которых правительства пытались контролировать действия своих подданных — частных судовладельцев, старавшихся во время войны между двумя государствами вредить неприятелю на море, причем захваченная ими морская добыча обращалась в их полную собственность.
Начало регламентации каперства
Первая попытка регламентации каперства со стороны внутреннего законодательства относится к 1288 г., когда арагонский король Альфонс III издал устав, в котором каперам предписывалось брать патенты и вносить залог в обеспечение того, что они не будут грабить сограждан, нападать на неприятеля во время перемирия или в нейтральных гаванях; захваченные же суда (призы, фр. prise, от лат. praeda maritima — "захваченное в море") каперы обязывались приводить в порт, из которого они вышли. Со своей стороны, местным судам было предписано возвращать незаконно сделанные призы их прежнему владельцу; беспристрастие чиновников было гарантировано запрещением им участвовать в арматорских предприятиях.
Законы XIV (например закон Генуи 1313-1316 гг.) и XV веков (например ордонанс 1400 г., изданный французским королем Карлом VI) подтверждают эти начала, иногда присоединяя к ним еще требование от каперов присяги в том, что они не будут причинять вреда согражданам, друзьям и союзникам. Согласно французскому праву, приз должен быть доставлен нетронутым, для удостоверения, что он действительно отнят у неприятеля; за утайку приза, разграбление товаров, жестокое обращение с экипажем назначены строгие наказания, за незаконное задержание нейтральных судов — возмещение убытков. В эту эпоху создаются должности адмиралов (во Франции с 1373 г.) которым главным образом и поручались вопросы, связанные с каперством (призовая юрисдикция, выдача патентов). Если во Франции все призовые вопросы изначально решал суд адмирала, то в Англии первоначально адмирал заведовал только разделом призов между военными судами, тогда как каперы согласно закону 1414 г. подчинялись особым судьям - "хранителям мира" (conservatores pacis); закон 1426 г., передал призовую юрисдикцию Королевскому совету, канцлеру и адмиралу или его помощнику.
В XV веке основные требования национальных законов о каперстве были подтверждены международными договорами, и к концу века такие нормы, как требование от каперов обеспечения, неприкосновенность приза до судебного решения и обязательная доставка его в порт, из которого вышел капер, становятся общими нормами международного призового права. Призом могло являться не только враждебное, но и нейтральное судно, если оно были основания подозревать, что оно осуществляло торговлю с враждебной державой или везло ее товары; а поскольку призовые суды были национальными судами капера, положение капера перед таким судом в споре с нейтралами (выступавшими в роли истцов) было весьма выгодным. Поэтому в дальнейшем нейтральные державы положили много сил на то, чтобы добиться сужения и точного определения понятия "блокады".
Корсар – (от итал. corsaro - пират, корсар, морской разбойник, испан. corso - каперство, корсарство), (в современном толковании XXI века) социально, экономически и политически активный в обществе человек, руководствующийся в своих действиях личными принципами и общественными морально-этическими нормами, здравым смыслом и положениями международного права. Однако, преступающий законы государства, на территории которого он находится, в случае если другими людьми в соответствии с действующим законодательством, нарушаются его личные права или права близких ему людей.
Корсарство
Действия корсара могут быть как силовыми, так и социально-политическими и экономическими акциями (санкциями, репрессалиими), воздействие которых направлено на недопущение ущемления его или близкий ему людей в правах, либо справедливое возмездие за уже нанесенный ущерб.
Одно из первых известных упомянаний корсарской деятельности (корсарство) было в папирусе египетского жреца Венамона. В своем папирусе он описывает собственное путешествие в сирийский город Библ, куда он вез значительное количество золота и серебра для закупки древесины (в Египте древесина практически не производилась и ее импортировали). По дороге туда, когда они зашли в тжекерский город Дор, капитан судна удрал, прихватив с собой почти все деньги Венамона, а тжекерский градоправитель отказался помочь ему в розыске этого капитана. Венамон, тем не менее, продолжил путь и по дороге встретил других тжекеров и каким-то образом ухитрился отнять у них семь фунтов серебра: «Я забираю у вас серебро и буду держать его у себя, пока вы не найдете мои деньги или вора, который их украл». Этот случай можно считать первым документированным случаем репрессалии.
Каперы (корсары, приватиры, арматоры) (нем. Кареr, фр. corsaire, англ. privateer) — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжали на свой счет судно (также называемое каперским или корсаром) с целью захватывать купеческие корабли неприятеля, а в известных случаях — и нейтральных держав. Каперов или корсаров, как частных лиц, действовавших в рамках права войны, не следует смешивать с «крейсерами», или, по современной терминологии, рейдерами — военными судами, предназначенными для той же цели, а с другой стороны с пиратами — морскими разбойниками, действовавшими вне каких-либо правовых рамок.
Термин
Слово «капер» наиболее раннее, вошло в употребление на Средиземноморье ещё с (примерно) IX века до н. э. Термин «корсар» появилось значительно позже, начиная с XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». В средние века употреблялись оба названия. Слово «приватир» появилось ещё позже (первое употребление датируется 1664 годом) и пошло от английского «privateer». Часто термином «приватир» хотели подчеркнуть английскую национальность капера, на Средиземноморье он не прижился, всякого капера там по-прежнему именовали корсар (фр.), корсаро (ит.), корсарио (исп.), корсари (португ.).
Словом «печелинги» или «флекселинги» в XVI-XVII вв. называли каперов, состоявших на голландской службе, термин этот, в основном, имел хождение в северных водах Европы начиная с 1570-х годов. Позже он перекочевал и в Новый Свет. Оба названия пошли от основной морской базы голландских каперов — порта Фли́ссинген.
Происхождение каперства
Начиная с XII в., государства допускают частных лиц к самоуправному исканию себе удовлетворения лишь с особого правительственного разрешения (lettres de représailles). Выдача таких разрешений для действия на суше прекратилась еще в средние века, но из lettres de représailles развились каперские патенты (lettres de marque), с помощью которых правительства пытались контролировать действия своих подданных — частных судовладельцев, старавшихся во время войны между двумя государствами вредить неприятелю на море, причем захваченная ими морская добыча обращалась в их полную собственность.
Начало регламентации каперства
Первая попытка регламентации каперства со стороны внутреннего законодательства относится к 1288 г., когда арагонский король Альфонс III издал устав, в котором каперам предписывалось брать патенты и вносить залог в обеспечение того, что они не будут грабить сограждан, нападать на неприятеля во время перемирия или в нейтральных гаванях; захваченные же суда (призы, фр. prise, от лат. praeda maritima — "захваченное в море") каперы обязывались приводить в порт, из которого они вышли. Со своей стороны, местным судам было предписано возвращать незаконно сделанные призы их прежнему владельцу; беспристрастие чиновников было гарантировано запрещением им участвовать в арматорских предприятиях.
Законы XIV (например закон Генуи 1313-1316 гг.) и XV веков (например ордонанс 1400 г., изданный французским королем Карлом VI) подтверждают эти начала, иногда присоединяя к ним еще требование от каперов присяги в том, что они не будут причинять вреда согражданам, друзьям и союзникам. Согласно французскому праву, приз должен быть доставлен нетронутым, для удостоверения, что он действительно отнят у неприятеля; за утайку приза, разграбление товаров, жестокое обращение с экипажем назначены строгие наказания, за незаконное задержание нейтральных судов — возмещение убытков. В эту эпоху создаются должности адмиралов (во Франции с 1373 г.) которым главным образом и поручались вопросы, связанные с каперством (призовая юрисдикция, выдача патентов). Если во Франции все призовые вопросы изначально решал суд адмирала, то в Англии первоначально адмирал заведовал только разделом призов между военными судами, тогда как каперы согласно закону 1414 г. подчинялись особым судьям - "хранителям мира" (conservatores pacis); закон 1426 г., передал призовую юрисдикцию Королевскому совету, канцлеру и адмиралу или его помощнику.
В XV веке основные требования национальных законов о каперстве были подтверждены международными договорами, и к концу века такие нормы, как требование от каперов обеспечения, неприкосновенность приза до судебного решения и обязательная доставка его в порт, из которого вышел капер, становятся общими нормами международного призового права. Призом могло являться не только враждебное, но и нейтральное судно, если оно были основания подозревать, что оно осуществляло торговлю с враждебной державой или везло ее товары; а поскольку призовые суды были национальными судами капера, положение капера перед таким судом в споре с нейтралами (выступавшими в роли истцов) было весьма выгодным. Поэтому в дальнейшем нейтральные державы положили много сил на то, чтобы добиться сужения и точного определения понятия "блокады".
Корсар – (от итал. corsaro - пират, корсар, морской разбойник, испан. corso - каперство, корсарство), (в современном толковании XXI века) социально, экономически и политически активный в обществе человек, руководствующийся в своих действиях личными принципами и общественными морально-этическими нормами, здравым смыслом и положениями международного права. Однако, преступающий законы государства, на территории которого он находится, в случае если другими людьми в соответствии с действующим законодательством, нарушаются его личные права или права близких ему людей.
Корсарство
Действия корсара могут быть как силовыми, так и социально-политическими и экономическими акциями (санкциями, репрессалиими), воздействие которых направлено на недопущение ущемления его или близкий ему людей в правах, либо справедливое возмездие за уже нанесенный ущерб.
Одно из первых известных упомянаний корсарской деятельности (корсарство) было в папирусе египетского жреца Венамона. В своем папирусе он описывает собственное путешествие в сирийский город Библ, куда он вез значительное количество золота и серебра для закупки древесины (в Египте древесина практически не производилась и ее импортировали). По дороге туда, когда они зашли в тжекерский город Дор, капитан судна удрал, прихватив с собой почти все деньги Венамона, а тжекерский градоправитель отказался помочь ему в розыске этого капитана. Венамон, тем не менее, продолжил путь и по дороге встретил других тжекеров и каким-то образом ухитрился отнять у них семь фунтов серебра: «Я забираю у вас серебро и буду держать его у себя, пока вы не найдете мои деньги или вора, который их украл». Этот случай можно считать первым документированным случаем репрессалии.