Рецензия
«То, что показано в этом кинофильме является отражением действительности. Его цель заставить власть сделать хоть что - нибудь с разгулом преступности, творящемся в Америке. Раз это власть нами выбрана, я хочу спросить, что сделали вы для того, чтобы остановить это?». С такого воззвания начинается самый великий (и не побоюсь этого слова: культовый) фильм о гангстерах, эпохи начала великой депрессии и последних лет действия сухого закона.
В 1932 -м году синематограф уже стал сильным рупором, способным влиять на людей. Те годы являлись началом эпохи звукового кино - золотую эру Голливуда, со скоростью метеорита сменяли новые имена. И даже таких великих звезд 20- х, вроде Глории Свенсон забывали в мгновение ока. На олимп славы возносились герои начала 30- х - Джеймс Кегни, Пол Муни, Кларк Гейбл, Кэтрин Хепберн и многие другие. В социальном плане: Америка с конца 29- го года была в глубокой депрессии. По стране прокатилась массовая безработица. Толпы бездомных и голодных людей время от времени устраивали марши протеста и акции гражданского неповиновения, которые, как правило, жестоко карались. На этом фоне общество разделилось: на людей с достатком, бродяг и богатых. Социальное неравенство, огромная эмиграция из Европы – все это способствовало развитию бандитизма. А с начала 20- х действовал сухой закон, отчего в Америке пышным цветом расцветало бутлегерство. Как правило, алкогольной мафией становились эмигранты выходцы из Ирландии или Италии. Так же эту картину дополняла еврейская мафия, которую составляли евреи - выходцы из Германии, России, и само - собой из «Земли обетованной». В Нью –Йорке заправляли евреи, в Чикаго итальянцы. Ирландцы, как правило, работали на итальянцев, но некоторые основывали и свои группировки.
В такой обстановке жизнь, рано или поздно должна была найти отражение в кинематографе. Первым гангстерским фильмом, обратившем на себя внимание стал «Враг Общества», 1931 года. Он собрал очень неплохие барыши в прокате. Заметив это, продюсер и миллионер Говард Хьюз решил финансировать производство еще одного фильма о гангстерах бутлегерах. Задача Хьюза была проста: заработать на фильме несколько миллионов долларов, по средствам популярного жанра. Чудак - миллионер решил не на чем не экономить. Одной из главных новаторских черт «Лица со шрамом» было обилие экшна, перестрелок, а сюжет был одновременно простым и точно отражающим реальность. За основу прототипа главного персонажа взяли самого маститого гангстера того времени - Аль Капоне, на тот момент мирно, отдыхавшего в Синг – Синге по приговору суда. На роль режиссера - Хьюз пригласил довольно, талантливого и, тем не менее, не конфликтного режиссера, всегда способного пойти на встречу продюсеру. Им стал Говард Хокс: "Он был практичным, приземленным режиссером, неотягощенным осознанной украшательской стилистикой и техническими погремушками. Его обращение с камерой было функциональным и прямым. Он был в первую очередь рассказчиком в старомодной традиции, которая сделала американские фильмы популярными по всему миру." Сюжет фильма основался на книге Эрмитжа Трэила, который в свою очередь рисовал героя так же с Аль Капоне.
В итоге, в 1932 году получился первый фильм в истории кино, к которому можно было применить термин «боевик» или «блокбастер»: за 99 минут действии в нем убили 28 человек. А уж автомобильные погони и стрельба из автоматов были особенно неподражаемы. «Лицо со Шрамом» стало бомбой своего времени. Ничего похожего (по масштабу действия) на эту картину ранее Голливуд не производил. Определенные вольности позволило, то что тогда еще не действовал кодекс Хейза, запрещавший жестокость, ругательства и многое другое на киноэкране. Конечно, власть быстро прореагировала на выход скандального полотна, заставив режиссера вырезать 6 минут, замечу, самых невинных и добрых сцен, чтобы случайно не канонизировать Тони Камонте в роли жертвы системы. Собственно в виде 93 –х минут этот фильм видят несколько поколений зрителей. В 50- е, когда гангстеры постепенно сдавали свои позиции в американском обществе, люди вновь заинтересовались картиной. Его засматривал «до дыр» Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар (у великого идеолога «НВ» «Лицо со Шрамом» и вовсе является одним из любимых фильмов), Серджио Леоне и многие другие режиссеры того времени. Стиль «Scarface» породил римейк в 1983 году, а сцены из него не раз использовались для подражаний режиссерами всего мира. Даже Леоне дважды копировал отдельные сцены из этого фильма. А переработку одного из эпизодов можно увидеть в последнем фильме Леоне. Конечно, сравнивать «Однажды в Америке» и «Лицо со шрамом» нельзя - слишком разные жанры: «Лицо со шрамом» - полотно развлекательное, а «Однажды в Америке» - философское. Схожи они одним - оба полотна образцовые гангстерские картины.
Последний раз редактировалось Reagan Март 6th, 2007, 12:06 pm, всего редактировалось 1 раз.
"There's no such thing as good money or bad money. There's just money"