Страница 1 из 1

Корабли и вооружение

Добавлено: Ноябрь 9th, 2007, 11:33 pm
Gangster Sam
Ну, собственно, о кораблях пиратов и вооружении их кораблей

Добавлено: Ноябрь 9th, 2007, 11:35 pm
Gangster Sam
Изобретения 16-го века.

В течение 16-го века сформировался облик парусного корабля в целом сохранившийся до середины 19-го века. Корабли значительно увеличились в размерах, если для 15-го века редкостью были суда более 200 тонн, то к концу 16-го века появились единичные гиганты достигающие 2000 тонн, а корабли водоизмещением 700-800 тонн перестали быть редкостью. С начала 16-го века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение. Совершенствовалась артиллерия, - бомбарды 15-го и кулеврины начала 16-го веков все еще мало подходили для вооружения кораблей, но к концу 16-го века проблемы связанные с отливкой были в значительной степени решены и появилась морская пушка привычного вида. Около 1500-го года были изобретены пушечные порты, пушки стало возможно размещать в несколько ярусов, причем верхняя палуба освободилась от них, что положительно сказалось на остойчивости судна. Борта судна стали заваливать внутрь, - так пушки верхних ярусов оказывались ближе к оси симметрии корабля. Наконец, в 16-м веке во многих европейских странах появились регулярные военные флоты.
Все эти нововведения тяготеют к началу 16-го века, но, учитывая время необходимое для внедрения, распространились только к его концу. Опять же и судостроителям надо было приобрести опыт, ибо попервоначалу корабли нового типа имели раздражающую привычку опрокидываться сразу при сходе со стапелей.

Добавлено: Ноябрь 9th, 2007, 11:39 pm
Gangster Sam
Парусные корабли.

В первой половине 16-го века появился корабль обладающий принципиально новыми свойствами и совершенно иным назначением, чем корабли существовавшие раньше. Корабль это предназначался для борьбы за господство на море путем уничтожения вражеских боевых кораблей в открытом море артиллерийским огнем и соединял значительную по тем временам автономность с сильнейшим вооружением. Существовавшие до этого момента гребные корабли могли господствовать разве что над узким проливом, да и то, если базировались в порту на берегу этого пролива, кроме того их мощь определялась численностью войск на борту, а артиллерийские корабли могли действовать независимо от пехоты. Нового типа корабли стали называться линейными - то есть основными (подобно "линейной пехоте", "линейным танкам" название "линейный корабль" не имеет касательства к выстраиванию в линию, - они если и строились, то как раз в колонну).
Первые линейные корабли, появившиеся на северных морях, а позже и на Средиземном море, были невелики - 500-800 тонн, что примерно соответствовало водоизмещению крупных транспортов того периода. Даже не крупнейших. Но крупнейшие транспорты строили для себя богатые купеческие компании, а линейные корабли заказывали небогатые еще в то время государства. Вооружались эти корабли 50-ю - 90 пушками, но это были не очень сильные пушки, - в основном 12-ти фунтовые, с небольшой примесью 24-х фунтовых и очень большой примесью мелкокалиберных пушек и кулеврин. Мореходность не выдерживала ни какой критики, - даже в 18-м веке корабли еще строились без чертежей (их заменял макет), а количество пушек рассчитывалось исходя из ширины судна измеренной шагами, - то есть варьировалось в зависимости от длины ног главного инженера верфи. Но это в 18-м, а в 16-м корреляция между шириной судна и весом орудий не была известна (тем более, что ее и нет). Проще говоря, корабли строили без теоретической базы, только на основе опыта, которого в 16-м, начале 17-го века еще почти не было. Но главная тенденция просматривалась ясно, - пушки в таком количестве не могли уже рассматриваться как вспомогательное вооружение, а чисто парусная конструкция указывала на стремление получить океанский корабль. Уже тогда для линкоров была характерна вооруженность на уровне 1.5 фунта на тонну водоизмещения.
Чем быстроходнее был корабль, тем меньше на нем могло быть пушек по отношению к водоизмещению, так как тем более весил двигатель - мачты. Мало того, что сами мачты с массой канатов и парусов весили изрядно, так они еще и смещали центр тяжести вверх, следовательно их приходилось уравновешивать, закладывая в трюм большее количество чугунного балласта.
Линейные корабли 16-го века еще имели недостаточно совершенное парусное вооружение для плавания в Средиземном море (особенно в восточной его части) и на Балтике. Шторм шутя выдул испанскую эскадру из Ла-Манша.

В течение 18-го века рост размеров линейных кораблей продолжался непрерывно. К концу этого века линейные корабли достигли водоизмещения в 5000 тонн (предельного для деревянных кораблей), броня усилилась до невероятной степени - даже 96-ти фунтовые бомбы недостаточно вредили им, - а 12-ти фунтовые полупушки на них уже не употреблялись. Только 24-х фунтовые для верхней палубы, 48-ми - для двух средних и 96-ти фунтовые - для нижней. Количество пушек достигло 130. Были, правда, и меньшие линкоры на 60-80 орудий, водоизмещением около 2000 тонн. Они чаще ограничивались 48-ми фунтовым калибром, от него же и были защищены.

Следующим по рангу за линкором кораблем был фрегат, предназначенный для захвата водного пространства. С попутным уничтожением всего (кроме линкоров), что на этом пространстве имелось. Формально, фрегат был вспомогательным кораблем при линейном флоте, но, учитывая, что последний использовался крайне вяло, фрегаты оказывались самыми востребованными из судов того периода. Фрегаты, как позже и крейсера, можно было разделись на легкие и тяжелые, - хотя формально такой градации не проводилось. Тяжелый фрегат появился в 17-м веке, это было судно имеющее 32-40 пушек, считая фальконеты, и вытесняющее 600-900 тонн воды. Пушки были по 12-24 фунта, с преобладанием последних. Броня выдерживала 12-ти фунтовые ядра, вооруженность составляла фунт на 1.2-1.5 тонны, а скорость была большей, чем у линкора. Водоизмещение последних модификаций 18-го века достигло 1500 тонн, пушек было до 60-ти, но 48-ми фунтовых, обычно, не имелось.
Легкие фрегаты были распространены уже с 16-го века, а в 17-м составляли подавляющее большинство всех военных кораблей. Для их производства требовалось дерево существенно более низкого качества, чем для строительства тяжелых фрегатов. Лиственница и дуб считались стратегическими ресурсами, а сосны, пригодные для изготовления мачт в Европе и европейской части России были сочтены и взяты на учет. Брони легкие фрегаты не несли, - в том смысле, что их корпуса выдерживали удары волн и механические нагрузки, но на большее не претендовали, - толщина обшивки составляла 5-7 сантиметров. Количество пушек не превышало 30-ти и только на самых крупных фрегатах этого класса на нижней палубе стояли 4 24-х фунтовки, - даже не занимали весь этаж. Водоизмещение составляло 350-500 тонн.

В самом низу иерархии находились шлюпы, - корабли предназначенные для несения дозорной службы, разведки, борьбы с пиратством и так далее. То есть, - не для борьбы с другими военными кораблями. Наименьшие из них представляли собой обычные шхуны тонн в 50-100 весом с несколькими орудиями менее 12-фунтов калибром. Наибольшие имели до 20 12-ти фунтовых пушек и водоизмещение до 350-400 тонн.
Шлюпов и других вспомогательных кораблей могло быть сколько угодно. Например, Голландия в середине 16-го века имела 6000 торговых кораблей большинство из которых было вооружено. Путем установки дополнительных орудий 300-400 из них могли быть превращены в легкие фрегаты. Остальные - в шлюпы. Другой вопрос, что торговый корабль приносил голландской казне прибыль, а фрегат или шлюп эту прибыль потребляли. Англия в тот период имела 600 торговых кораблей.
Сколько народу могло быть на этих кораблях? А - по-разному. В принципе, парусник мог иметь по одному члену экипажа на каждую тонну водоизмещения. Но это ухудшало условия обитаемости и снижало автономность. С другой стороны, чем многочисленнее был экипаж, тем более боеспособным оказывалось судно. В принципе, 20 человек могли управлять парусами крупного фрегата. Но только при хорошей погоде. Проделывать то же самое в шторм, параллельно работая на помпах и задраивая выбитые волнами крышки портов, они смогли бы незначительное время. Скорее всего, силы у них закончились бы раньше, чем у ветра. Для ведения боя на 40-ка пушечном корабле по минимуму требовалось человек 80, - 70 заряжают пушки одного борта, а еще 10 бегают по палубе и руководят. Но если корабль будет совершать такой сложный маневр, как разворот, все канонирам придется нестись с нижних палуб на мачты, - при развороте, корабль какое-то время непременно должен будет двигаться галсами против ветра, но для этого, понадобится наглухо зарифить все прямые паруса, а потом, естественно, снова раскрыть их. Если канонирам надо будет то лезть на мачты, то бежать в трюм за ядрами - много они не настреляют.
Обычно парусники предназначенные для длительных переходов или продолжительного крейсирования имели на борту одного человека на 4 тонны. Этого было достаточно для управления судном и для боя. В случае, если корабль использовался для десантных операций или абордажа, численность экипажа могла достигать одного человека на тонну.

Добавлено: Ноябрь 9th, 2007, 11:41 pm
Gangster Sam
Как они сражались

Если в море встречались два примерно равных корабля под флагами враждующих держав, то оба они начинали маневрировать с тем, что бы занять более выгодную позицию со стороны ветра. Один стремилось зайти в хвост другому, - так можно было в самый интересный момент отнять у противника ветер. Учитывая, что пушки наводились корпусом, а маневренность корабля была пропорциональна его скорости, ни кто не хотел на момент столкновения двигаться против ветра. С другой стороны, слишком набрав ветра в паруса можно было проскочить вперед и пропустить противника в тыл. Все эти танцы были оригинальны том плане, что маневрировать практически возможно было только направлением. Маневр скоростью осуществлялся косвенно, - путем занятия более или менее выгодного положения по отношению к ветру. Маневрировать, спуская и поднимая паруса было долго, - но приходилось. Каждый корабль стремился нацелить на противника свои пушки, но так, что бы избежать ответного залпа. Либо подставить свой корабль под этот залп в наименьшей проекции. В простейшем случае, корабли просто двигались параллельными курсами время от времени давая залпы с большой дистанции. Побеждал тот, кто лучше маневрировал, или у кого было больше пушек. Но часто такое противостояние оказывалось бесплодным, - после нескольких часов боя либо кончались ядра, либо одному из кораблей все надоедало и он уплывал.

Интереснее получалось если корабли сходились на 100-150 метров. Количество попаданий и их сила возрастали многократно. Роль начинала играть скорость заряжения орудий. С такой дистанции могли быть применены картечь и цепи для разрушения такелажа. Если один из противников терял мачты (особенно бушприт) и паруса (особенно косые на бушприте) он оказывался полностью во власти другого, который, например, мог пройти по корме почти впритык и в упор разрядить орудия. Корабль не имеющий скорости мог только надеяться, что противник сам сунется под его пушки. На дистанции 100-150 метров в ход шли и фальконеты. Так как с такого расстояния один залп мог решить исход боя, то побеждал тот, кто успевал дать его первым. Если попадал, конечно.
Особенно жестоким был бой, если корабли сходились на пистолетный выстрел, - то есть как раз так, чтобы не сцепиться такелажем. В этом случае, каждая пушка действовала за себя. Как только в нескольких метрах от ее дульного среза появлялся вражеский порт, она стреляла. Ну, а поскольку в том порте тоже была пушка, то у канонира имелись все шансы получить ядро прямо в глаз. Хотя с такой дистанции ни какого снаряда и не требовалось, - одной ударной волны от выстрела было достаточно. Тут уж - у кого очко раньше сыграет. Кроме того, то что корпус такого-то корабля выдерживал такие-то ядра не значило, что он выдержит их в упор. От страшных ударов мачты расшатывались, реи обрушивались, борта трескались, давая течи, трапы и палубы проваливались, пушки срывались с креплений. Бывало что от мощного залпа в упор корабль разваливался на части в буквальном смысле. Еще бывало, что он разваливался от собственного залпа. Короче, когда корабли сходились на пистолетный выстрел, побеждал более прочный и с более мужественным экипажем. Или тот, который к моменту сближения в упор сохранил пушки заряженными.

Пушки на таком расстоянии от противника, естественно, не заряжались. Корабли и не могли долго идти в упор один от другого, - скорость то у них не могла быть одинаковой. Для того, что бы не обогнать, более быстрый должен был время от времени отворачивать от ветра, - то есть менять направление движения. Корабли то сближались, то расходились.
Если сражались эскадра на эскадру, то каждый корабль прикрывал впередиидущего от обхода сзади. Но замыкающего не прикрывал ни кто. По этому, если пехота опасалась охвата с флангов, то корабли избегали охвата с головы и хвоста колонны, особенно хвоста, так как это осуществить было проще. Опасен был также и прорыв колонны, когда какая-то ее часть отсекалась противником. Фишка была в том, что когда хвост оказывался обрублен, голова эскадры не могла развернуться ему на помощь, - возвращающиеся корабли вынуждены были бы идти галсами против ветра, а такой позиции они оказались бы уязвимы как прибитые гвоздями. Отрезанные же корабли вынуждались сбросить скорость, - сзади у них отнимали ветер, спереди блокировали, - в прямом смысле блокировали, подставляя борт. Это галеры стремились ударить противника носом, а парусный корабль опасался сломать при таком ударе бушприт и превратиться в утиль. Более столкновение, кстати, ни чем не грозило. Скорости были маленькими, а постройка кораблей прочной, - так, посуда на камбузе побьется, - и все. Потерявшие же скорость (а следовательно и способность маневрируя наводить орудия) корабли расстреливались в упор.
Впервые такие приемы морского боя применили в 17-м веке голландцы против англичан. К великому унижению последних, Де Ритер толпой легких фрегатов и немногими тяжелыми уничтожал сильнейшие британские эскадры. Голландцы даже врывались в Темзу. Однако, позже, англичане поняли в чем фишка, а кроме того стали строить линкоры ни отнять ветер у которых, ни заблокировать которые, ни прострелить ядром подъемной для их кораблей пушки, голландцы уже не могли. Верфи же самих голландцев находились в глубине их страны и максимальный тоннаж кораблей был ограничен глубиной каналов.


Другим способом одержать великую победу на море было подловить вражеский флот на стоянке. Особенно, если большая часть экипажей находилась на берегу. Громить неподвижные корабли можно было безнаказанно. Так Нельсон уничтожил французский флот при Абукире. Французы не только отпустили большую часть экипажей на берег, но и беспечно встали так, что англичане свободно проходили между берегом и французской линией. Два или четыре английских корабля обходили французский с дух сторон и вставали на якорь за пределами его сектора обстрела. Когда корабль вел бой стоя на якоре, подле него всегда дежурила пара баркасов, для того чтобы при необходимости изменить ориентацию его корпуса.
По этой же причине сравнительно легко удалось Петру с Меньшиковым захватить пару шведских легких фрегатов на якорной стоянке. Поднять якоря шведы не могли, так как их снесло бы течением на мель, а ветра, видимо, не было. Так что шведы могли отбиваться только фальконетами. Другой вопрос, что залезть со струга на борт фрегата было проблематично.

Кроме огня артиллерии, распространенным способом нападения одного корабля на другой был абордаж. В боях между линкорами и тяжелыми фрегатами он, однако, почти не имел применения. Во-первых, эти корабли создавались для артиллерийского боя. Такие корабли часто захватывались, но это происходило иначе, - исчерпав возможности к сопротивлению корабль просто сдавался, - тогда на него и высаживалась абордажная команда. Либо же они маневрируя таки сталкивались и перепутывались такелажем, - ситуация получалась глупейшая, но бой как-то надо было продолжать.
Во-вторых, крупные фрегаты и линкоры были слишком велики, чтобы абордаж оказался осуществим физически. Даже если два линкора и становились в притык, то борта у них были завалены внутрь, и между палубами оставался промежуток, слишком большой, чтобы его можно было преодолеть прыжком. Перепрыгнуть на вражеский корабль раскачавшись на свисающем конце, или пролезть из порта в порт, или забросить кошку и забраться шагая по внешней стороне борта было осуществимо. Но так можно была атаковать только при наличии подавляющего численного перевеса и прочной сцепки судов. А со сцепкой так же были проблемы, - корабли весом тонн по 200 стянуть кошками было несложно, большие корабли с огромной инерцией и парусностью - нереально. Прочно пришвартовать их один к другому было бы непросто даже усилиями обоих команд, а если бы это не было сделано, то могло получиться как у принца Гамлета. Кто помнит: во время абордажа он перепрыгнул на борт вражеского судна, и, поскольку был единственным психом со справкой на корабле, оказался там один. Но пираты решили, что и один - со справкой - уже слишком. И свалили. В смысле, - у того, кто таким образом попадал на борт вражеского корабля были все шансы оказаться голым на берегу какого-нибудь отстойного королевства. Это в лучшем случае.

Абордаж равного корабля должен был осуществляться так, чтобы свести бонусы обороняющихся к минимуму. Иначе - смысла нет. Галера 16-го века имела на носу широкую приподнятую площадку которая надвигалась на низкий борт другой галеры. В такой ситуации атакующие даже имели преимущество, так как вражеские силы оказывались разрезаны пополам. В 18-м веке скампавеи уже не имели такой площадки, так как для борьбы с другими плоскими как камбала галерами не предназначались. Нефы и когги 16-го века также имели на носу приподнятую площадку. Она находилась выше и ее можно было надвинуть на высокий борт корабля северных морей. Если припомнить, то римляне, как цивилизованные люди переходили на вражеский корабль по мостику. А вот на кораблях 17-го 18-го веков не было ни каких приспособлений для абордажа, - они стали не актуальны.
Небольшие парусные корабли 17-го 18-го веков, вплоть до легких фрегатов, действовали иначе. Огневой бой между ними был не так эффективен, как между крупными кораблями, поскольку пушек они имели меньше и сами представляли меньшую по размеру и более подвижную цель. Хотя в случае попадания ядра несли больший урон. Еще в большей степени это касалось торговых и пиратских кораблей. Тут абордаж был вполне применим и возможен, - корабли сходились вплотную и кошками стягивались борт к борту. С палубы на палубу перепрыгивали, если не перешагивали.
Сложнее было брать абордажем более высокий корабль с более низкого. Тут нельзя было придумать иного, чем забросить кошки на высокий борт и карабкаться с кортиком в зубах. Плюс еще по борту корабля часто натягивалась специальная противоабордажная сеть, - ее надо было прорезать, что, имея кортик в зубах, сделать было довольно сложно. К такому абордажу прибегали только в случае большого численного перевеса экипажа. Или при равных силах, но в состоянии безвыходного героизма. Так что, кстати, заваленный внутрь, неоправданно высокий борт кораблей той эпохи возник отнюдь не случайно.

В целом абордаж был более пиратским, чем военным приемом. Линейный корабль или крупный фрегат мог быть взят на абордаж только после основательной артподготовки, которая уничтожала большую часть его экипажа или лишала его воли к сопротивлению. Либо, если его окружала сплошная масса суетливых скампавей.
Но, допустим, ближний бой начинался. При сближении кораблей подключалось новое оружие - мушкеты. Мушкетеры залпами пытались поразить офицеров на мостике и вообще любой народ на палубе вражеского судна. Сколько могло быть этих мушкетеров - вопрос отдельный. Команда корабля в бою была слишком занята пушками и парусами. Стреляла морская пехота, количество которой могло быть очень разным. Ее могло быть и вчетверо меньше, чем моряков, и вчетверо больше. На кораблях 16-го века вместо мушкетеров могли быть лучники и арбалетчики. Круче всего считалось посадить мушкетеров на реи, - один стрелял, а еще четверо или пятеро занимались тем, что заряжали мушкеты и передавали стрелку. Так можно было обстреливать вражескую палубу сверху, что было особенно полезно, если противник собирался идти на абордаж, а судно у него было не меньше высотой. В частности Нельсон был убит пулей, когда его корабль расходился с вражеским. Но стрелковое оружие могло сыграть заметную роль только в бою между слабо вооруженными кораблями.
Когда события приобретали абордажный оборот, мушкеты теряли свое значение, - на палубу вражеского корабля их не тащили. Морской пехотинец вооружался с таким расчетом, что ему может быть придется сначала лезть по борту как муха по стеклу, а потом еще сражаться в тесных внутренних помещениях корабля. Ружье со штыком было слишком длинными неудобным для такого применения. Оружием морпеха была шпага, или сабля, или кортик. В 18-м веке широко применялись пистолеты. Бой был индивидуальным.

В 17-м веке пистолеты еще были редкостью. Например, на четырех мушкетеров по Дюма не приходилось ни одного пистолета (это в фильме у них есть пистолеты, причем, - кремневые). Пара колесцовых пистолетов стоила как 4 мушкета - самое меньшее. Кирасы употреблялись только морской пехотой и офицерами, - лазить в доспехах по реям было бы трудно. Но и морская пехота не особо налегала на доспехи - абордаж был связан с риском свалиться в воду.
Особой формой боевых действий флота была поддержка сухопутных операций. Поддержка пехоты огнем была затруднительна, так как ядра морских орудий давали рикошеты только при стрельбе на 500-600 метров. При сражении на Кинбурнской косе турецкие корабли обстреливали во фланг пехоту Суворова, но это был редкий случай, - когда кораблям удавалось подобраться так близко к вражеской пехоте. Во время умиротворения Магриба английские и французские корабли заходили в гавань Алжира и обстреливали город, - до 1500 метров ядра могли разрушать не слишком прочные постройки. Во время штурма острова Корфу русские корабли становились на якорь вблизи французской крепости и осыпали ее ядрами. Так можно было подавить крепостную артиллерию, но если крепость была основательной требовалось не менее 10 морских пушек против одной крепостной (считая только один борт корабля и не считая крепостных фальконетов). Кроме того, корабль еще должен был подойти к крепости на минимальное расстояние. В общем, 24-х фунтовые пушки были достаточно опасны для укреплений, но только вблизи.

Иногда, во время десантных операций часть артиллерии с корабля могла сниматься. В основном это были фальконеты, так как лошадей для буксировки тяжелых пушек на корабле не было. Фальконет в 3-6 фунтов вполне мог сойти за полковую пушку, если к нему имелся колесный лафет, - но его-то чаще всего и не было, - разборные лафеты тогда были редкостью. Обычно моряки, если хотели использовать пушку на суше делали для нее импровизированный лафет, похожий на лафеты бомбард 15-го века, - деревянную колоду, к которой фальконет крепился скобами. Пушку калибром в 12 фунтов вполне реально было снять с корабля и перевезти на берег, но ее "морской" лафет возможности перевозки по суше не предусматривал. Далеко в глубь материка ее утащить было нельзя.
При стрельбе с якорной стоянки особенно ясно становилось почему черный порох по совместительству называют и дымным, - дым чугунные пушки выделяли в немыслимом количестве, - через два-три залпа корабль полностью скрывался в нем, - только мачты торчали. Видимость падала до нуля. Даже при стрельбе в движении, а следовательно при наличии ветра, это было проблемой. Сухопутная артиллерия также страдала от задымления в результате частой стрельбы, но на суше батарея могла иметь наблюдательный пост насколько в стороне, а на море капитанский мостик был в нескольких метрах от ближайшего ствола. Кроме того, на море цель была подвижной и малоразмерной. По этой причине мостик и оказывался на корме судна (откуда, кстати, в сторону носа ни хрена не было видно, - вот и требовались впередсмотрящие). Ветер в бою обычно дул в корму и мостик очищался от него раньше всего.

Добавлено: Ноябрь 9th, 2007, 11:42 pm
Gangster Sam
Брандеры.

Способом уничтожения кораблей на стоянке были брандеры. В брандер мог быть превращен любой военный или торговый корабль, если своим владельцам он был без надобности. Экипаж из нескольких человек выводил его на позицию, закреплял штурвал, поджигал фитили и сваливал на шлюпке. Фитили вели к бочкам с порохом, кроме того на брандер загружались любые горючие материалы, которые удавалось достать, - главным образом это были пакля и смола, которых во флотских запасах имелось немеряно. Сталкиваясь, или просто проходя мимо вражеского судна, брандер перепутывался с ним своим такелажем и останавливался. Это, кстати, означало, что брандер не мог быть слишком мал, - а то не достал бы своими реями до вражеских снастей, да и не должно было по идее такое судно топиться единственным выстрелом из фальконета. Когда фитили догорали - брандер взрывался разбрасывая тюки горящей пакли. Так он мог поджечь даже несколько кораблей. Для того, чтобы обезвредить брандер его надо было отпутывать и оттаскивать баркасом. Или добровольцы спускались на него, чтобы найти и погасить фитили. И то и другое требовало времени и способности организовано действовать в кризисных ситуациях. Одного либо другого обычно не хватало.
Однако, атака брандером могла иметь успех только против врага не ожидающего нападения. Обычно на стоянке в угрожаемом районе пушки самых мощных кораблей были наведены на вход в бухту и готовы к выстрелу. С моря стоянку мог прикрывать корабль ни какими якорями не привязанный. Кроме того, уже тогда были известны боны из бревен скованных цепями. Кстати, еще византийская "цепь" перегораживавшая по преданию Босфор, наверняка представляла собой боны из бревен, - они были прочнее, дешевле и эффективнее, чем цепь из металлических колец, а главное, в отличие от такой цепи, боны могли существовать реально.
Реже брандерная атака производилась толпой парусных лодок, каждая из которых управлялась двумя смертниками. Подойдя к борту вражеского судна, экипаж брандера крепил лодку к нему подручными средствами (крюком за край порта или еще как-то), поджигал фитиль и спасался вплавь. Понятно, это не прокатывало если противник высыпал на палубы с мушкетами или хотя бы с пустыми бутылками в руках. Обычно, такое старались устроить ночью или в тумане. Но и просто эффективность плавучих мин такого размера была недостаточной, - черный порох в деревянной бочке был очень сомнительным взрывчатым веществом. Больше - дымо- и звукообразующим. Бомба такого устройства ныне называется "взрывпакет". Другой вопрос, если порох загорался в трюме судна, давление быстро подскакивало до такой степени, что корабль лопался как мыльный пузырь.
В общем, - если команда считала ворон (или чаек), враги изыскивали способ уничтожить корабль.

Добавлено: Ноябрь 9th, 2007, 11:43 pm
Gangster Sam
Пиратские корабли.
Подвиги пиратов несколько преувеличиваются массовой культурой. Суть в том, что из всей этой братии на крупные операции отваживались только Дрейк и Морган, - но они в тот момент состояли на тайной или явной службе Ее Величества, снаряжали корабли и нанимали людей за счет Англии. Короче, имели крышу. Остальные, "дикие", пираты грабили по мелочи, - деревни (носившие иногда до удивления звучные названия), торговые корабли. Их разбой наводил на испанцев такой ужас, что они однажды послали целый фрегат захватить Тортугу и перебить пиратов. Что и было сделано десантом в 200 человек. Но потом Тортугу испанцы оставили, так как Франция сказала, что западло захватывать чужие острова. Действительно, Франция была сильнее, и испанцам стало стыдно.

Любимым оружием пиратов был мощный фитильный мушкет, чем тяжелее - тем лучше. Мушкет все-таки стрелял вдвое дальше аркебузы, что было важно при перестрелке между кораблями, кроме того, от его пуль трудно было укрыться за надстройками, - тяжелая пуля не столько пробивала, сколько проламывала самые толстые доски. Для рукопашного боя предназначалась короткая абордажная сабля-кортик. Такое же оружие имелось и у законопослушных моряков.

"Серебряный флот" редко прорывался в Кадис без боя, - но к пиратам это отношения не имело, - галеоны стремились захватить регулярные флоты европейских государств. Обычно они нападали уже у берегов Испании. Галеоны ходили по Карибскому бассейну по одному и без эскорта, но даже и так редко становились добычей пиратов. Хотя Дрейк захватил даже два галеона. Но это был Дрейк.
Обычный пиратский корабль имел водоизмещение 150-200 тн, и экипаж из 150-200 человек. Пушек иногда не было вовсе, так как обстреливать "купца" пираты опасались, - вдруг потонет? Но чаще несколько пушек имелось. Собственно, вооружением и оснасткой стандартный пиратский корабль, соответствовал небольшому торговому кораблю того времени, - коим и являлся обычно при рождении. Таких в карибском море в 16-м-17-м веках одновременно обычно имелось около десятка. Иногда, если корабль погибал на рифах, пираты сами строили себе другой. Очень редко, почти исключительно у "пиратов на службе", были корабли специальной постройки, - в бортах быстроходной яхты прорезались порты для нескольких мощных пушек.

Основным тактическим аргументом пиратов был подавляющий численный перевес при абордаже,- обычно в 5-10 раз, что делало сопротивление команды бесполезным, даже если она имела преимущество в высоте. Пиратский корабль легко захватывал приблизительно равное ему судно, - если мог догнать. Крупные торговые корабли со сравнительно сильными пушками и многочисленной командой считались достаточно безопасными. Однако, пираты иногда действовали группами по несколько вымпелов.
Случаи, когда в руках пиратов оказывались военные корабли можно пересчитать по пальцам. Кажется, в 16-м веке, пиратами был захвачен испанский 10-ти пушечный шлюп, потом, в 1602 году голландские пираты угнали находившийся в доке 64-х пушечный линейный корабль и продали его в Алжире. Потом, еще Кид захватил свой собственный корабль. На самом деле, если к пиратам попадала стоящая посудина, - они ее просто продавали, как добычу. Даже Дрейк совершал свои рейды во главе эскадры небольших кораблей гражданского типа, - предпочтительно там, где встреча с испанским флотом была исключена. Другой вопрос, что однажды он ворвался даже в Кадис, - но, как уже отмечалось выше, - это был Дрейк.

Обычно, капитаны пиратских судов имели каперские патенты от какого-либо государства. Любопытно, что каперскими патентами торговал и Иван Грозный, - так он натравил 7 датских кораблей разбойничать на Балтике во время Ливонской войны. Флотилия развалилась, когда у России не оказалось порта, где бы датчане могли ремонтировать корабли и сбывать трофеи.
Сложность с учетом пиратских подвигов в Карибском море связана с тем, что грань между пиратами, моряками с торговых кораблей и военными моряками была необычайно тонкой. По большому счету, кроме пиратов, тогда по морям ни кто и не плавал. Судно везущее ценный груз боле всего рисковало быть захваченным собственным экипажем, а не абордажем с чужого корабля. Да и пиратские фрегаты существовали на самом деле, - это были английские, французские, голландские и испанские военные корабли, капитаны которых считали хорошей идеей поправить свои дела путем грабежа иностранных судов. Мало ли, что войны нет, - может и есть, - Европа далеко, не возможно знать кто там и с кем сейчас воюет. Опять же и торговый корабль с пустыми трюмами не упускал случая напасть на посильную добычу. На Тортуге и в Порт-Ройяле находились крупнейшие пункты скупки краденого, - ни кто не спрашивал, откуда товар.
Такой беспредел на море наблюдался до начала 18-го века, пока европейские державы не пришли к выводу, что торговать выгоднее, чем грабить, и приняли законы затрудняющие сбыт пиратской добычи. Военное пиратство прекратилось, а "дикие" пираты отправились искать счастья на Индийский и Тихий океаны.

Корабли пиратов 18-го века, действовавших на Индийском океане, были более крупными, - до 250-300 тонн, и лучше вооружены. На Карибском море пираты грабили прибрежные деревни и мелкие корабли, но в новых условиях столь легкой добычи не имелось, - корабли рассчитанные на путь из Индии в Европу, вокруг Африки, все как на подбор были не мелкими, - меньше 200 тонн попадались редко. Соответственно, и пиратам приходилось использовать более крупные корабли. Лучше были вооружены и сами пираты 18-го века, - почти у всех были мушкеты или пистолеты. У карибских пиратов огнестрельного оружия было мало.

Добавлено: Ноябрь 15th, 2007, 11:34 pm
Gangster Sam
Галеон

Галеон - наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Галеон появился в XVI веке в результате модификации каракки. Первое упоминание о нем относится к 1535 году. Конструкторы сохранили форму кормы (или полуюта), но убрали высокий бак, чтобы улучшить маневренность корабля. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась резьбой и балконами.


Длина испанских галеонов составляла около 100 - 150 футов, а ширина 40 - 50 футов. Грузоподъемность галеонов, ходивших в Атлантический океан, была равна примерно 600 тонн. Манильские галеоны были крупнее, шире, грузоподъемность некоторых достигала 2000 тонн. Через некоторое время в конструкцию корабля снова ввели бак, что увеличило высоту тщательно разработанной декоративной кормовой надстройки. Из-за этого, а также небольшой осадки, более поздние галеоны стали довольно неустойчивыми и громоздкими.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась остойчивость, так как орудия перемещались ближе к диаметральной плоскости судна и тем самым уменьшался кренящий момент; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара.

Среди недостатков галеона следует отметить низкую скорость, трудность управления и неспособность идти прямо против ветра или в крутой бейдевинд. Пиратские корабли были более быстроходными и отличались хорошей маневренностью, но размеры галеона и наличие тяжелых пушек делали довольно трудной прямую атаку на него. Мало кому из морских разбойников посчастливилось захватить этот богатый корабль.

Испанцы использовали тяжеловооруженные галеоны для перевозки больших грузов на дальние расстояния. Каждый год один или два манильских галеона перевозили ценные восточные товары из Филиппин в Акапулько (Мексика). Ежегодно Казначейский флот вывозил перуанские и мексиканские ценности из Карибского моря в Испанию.

Английское слово "galleon" обычно применяли лишь к испанским кораблям. Это можно объяснить лишь своеобразной причудой. Англичане и другие северные нации строили аналогичные корабли, но не называли их галеонами. Впрочем, сами испанцы редко пользовались словом "галеон", обычно они называли этот тип корабля "нао" (nao) или "навио" (navio).

Как бы его не называли, галеон был крупным, добротно построенным купеческим или военным кораблем с двумя или тремя палубами. Большинство галеонов имело три мачты, с квадратными парусами на передней мачте, треугольным парусом на бизань-мачте и небольшим квадратным парусом на высоко поднятом бушприте. На самых крупных галеонах иногда ставили четыре мачты.

Некоторые историки приписывают авторство конструкции галеона сэру Джону Хоукинсу, но, возможно, галеон был создан в Испании независимо от него. "Golden Hind" сэра Фрэнсиса Дрейка был небольшим галеоном. Когда Испанская Армада в 1588 году подошла к Англии, в сражении с обеих сторон участвовали крупные галеоны. Для военно-морских сил Англии, Франции, Голландии и Швеции галеоны строили примерно до 1640 года.

На вооружении ранних галеонов было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствии этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. На поздних галеонах количество артиллерии было увеличено до 50 - 80 орудий.

Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно. Для иллюстрации этого приведены три корабля, построенные в конце XVI века:
- шведский адмиральский галеон "Адлер": водоизмещение 1500 тонн, длина 64 метров, ширина 14,2 метров, высота грот-мачты и длина грота-рея около 34 метров; корабль имел шесть палуб, корма возвышалась над килем на 21 метров, экипаж состоял из 1050 человек: 400 матросов, 500 солдат и 150 канониров;
- датский галеон;
- голландский галеон.

При усовершенствовании парусности и артиллерии последняя становилась сильным оружием: сконцентрированная бортовая батарея давала возможность направить мощный залп по неприятелю. Большей частью, после артиллерийского поединка бой кончался сдачей полуразрушенного и обессиленного противника еще до абордажа. Поэтому уже в 1530 году впервые осуществили мысль о защите броней надводной части корабля от пробоин, а также с целью предохранить экипаж от губительного действия артиллерийских снарядов. Так в Ницце, по инициативе рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского, каракка "Santa Anna" была защищена броней из свинцовых плит, прикрепленных к бортам медными болтами. После этого сведений о защите кораблей броней не имеется до конца XVIII века. Очевидно это связано с тем, что живучесть деревянных парусных кораблей XVII и XVIII веков при стрельбе по ним ядрами была довольно большая и для потопления корабля требовалось большое число попаданий, в то время, как броня сильно утяжеляла корабль, резко снижая его мореходные качества.

Карамуссал - турецкое купеческое судно, напоминающее галеон, с четырьмя парусами и высокой кормой. Карамуссалы были сравнительно быстроходными, самые крупные могли перевозить до 900 тонн груза. Карамусссалы, в основном, ходили в восточной части Средиземного моря в XVI-XIX веках.


Голландский галеон
Изображение

Швецкий адмиральский галеон "Adler"
Изображение

Датский галеон
Изображение

Добавлено: Ноябрь 15th, 2007, 11:37 pm
Gangster Sam
Кулеврина - французское название орудия с длиной канала в 40-50 калибров (coulevre по-французски - уж). Кулеврины иногда назывались также серпантинами (serpentin - по-французски змеевидный). В Германии подобные орудия назывались шлангами (schlang - по-немецки змея). Русское название кулеврины - пищаль.

Первые две кулеврины были привезены в Швейцарию из Нюрнберга в 1415 году. Калибры кулеврин были меньше, чем у пушек (25 дюймов).


Изображение


Пл материалам вебсайта Веселый Роджер

Добавлено: Ноябрь 20th, 2007, 12:30 am
Gangster Sam
Флейт

Флейт - тип парусного судна, созданного в Голландии в конце XVI века. Обладая хорошими парусными качествами, большой мореходностью и довольно большой путевой скоростью, флейты быстро завоевали славу надежных судов.


Парусное вооружение флейта состояло из трех мачт, из которых фок- и грот-мачта несли по три ряда прямых парусов, а бизань-мачта - латинский парус и выше его прямой парус (крюйсель); на бушприте кроме блинда был установлен еще один парус бом-блинд. Первый флейт был построен в 1595 году в г.Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зсйдер-Зе. Впервые в такелаже были введены изобретенные в 1570 году стеньги.

Важнейшим новшеством в конструкции флейта было: во-первых, значительное увеличение длины корпуса по отношению к ширине, что, уменьшив коэффициент сопротивления корпуса судна при движении, естественно повысило его ходкость; во-вторых, увеличение высоты мачт за счет изготовления их составными упростило их замену при ремонте; в-третьих, укорочение длины реев позволило применить более узкие и удобные в обслуживании паруса, а это сократило число матросов и необходимый запас продуктов и воды; в-четвертых, взамен румпеля для поворота руля был установлен штурвал.

Флейты начала XVII века имели длину около 40 метров, ширину около 6,5 метров, осадку 3 - 3,5 метров, грузоподъемность 350-400 тонн. Для самообороны на них устанавливали 10-20 пушек. Экипаж состоял из 60-65 человек. Эти суда отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью и большой вместимостью и потому использовались главным образом в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI-XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

Изображение

Добавлено: Ноябрь 20th, 2007, 12:31 am
Gangster Sam
Каравелла

Каравелла - судно, широко известное в истории мореплавания. На таких судах Христофор Колумб и Васко да Гама пересекли океан. Мореходные качества каравеллы, по сравнению с существовавшими в то время судами, были значительно выше. Скорость хода их достигала 14-15 узлов. По свидетельству одного моряка XV века "каравеллы отлично лавировали, поворачиваясь к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла". Особое значение имела легкость и маневренность каравелл в условиях океанских плаваний у неизвестных и слабо обследованных берегов.


Первоначально каравеллы были легкими однопалубными кораблями водоизмещением в 50-70 тонн, длиной 20-30 метров, с тремя или четырьмя мачтами и латинскими парусами. Относительно высокие мачты и наличие бушприта позволили увеличить площадь парусов вдвое, что, естественно, сказалось на увеличении скорости хода. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Удачно была решена и конструкция корпуса каравеллы. При соотношении длины по килю к наибольшей ширине, равном 3:1, каравеллы обладали хорошей остойчивостью - качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы. Обшивка этого корабля, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки позже перешло в наименование типа судов - каравелла.

Во второй половине XV века первоначальный тип каравелл значительно изменился. Появились каравеллы с прямыми парусами, которые ставились на фок- и грот-мачтах в два яруса. Латинский парус остался только на бизани. В XVI веке отказались от поперечных связей корпуса, устанавливавшихся поверх наружной обшивки борта в помощь внутренним шпангоутам. Эти брусья тормозили ход судна и создавали на волнении брызги. Кроме того, конструкция корпуса была недостаточно прочной в штормовую погоду, и иногда экипажам судов приходилось скреплять ее в море, стягивая корпус тросами. Матросы были постоянно заняты ремонтом - заменой досок корпуса, конопаченьем швов, починкой такелажа и парусов и т. д.

Изображение

Добавлено: Март 17th, 2008, 4:08 pm
Gangster Sam
Бомбарда - (от латинских слов bombus - громовой звук, ardere - гореть) крупнокалиберное орудия с цилиндрическим каналом. Первые бомбарды появились в XIV веке. Они имели специальные зарядные каморы, чаще всего цилиндрические с полушарным дном, но встречались и конические каморы. Стволы бомбард имели небольшую относительную длину в 3-10 калибров.


Первыми снарядами бомбард были круглые камни, обмотанные веревками для сглаживания неровностей их формы, они заталкивались с казны в ствол. Камора вставлялась в ствол своей передней частью и удерживалась сзади железным болтом. Для получения обтюрации щель между каморой и стенками ствола замазывали глиной. Для зажигания заряда камора имела сверху отверстие, получившее впоследствии название запал. Запал заполнялся порохом, который воспламенялся раскаленным железным прутом.

Прицелов не было; наводка была грубая, примитивная. Для придания орудию угла возвышения под дульную часть подкладывали поперек деревянный брус. Казенная часть пушек упиралась в какую-либо опору, так что отдача при выстреле выражалась лишь в подскакивании орудия.

В конце XIV века изготавливали уже довольно крупные бомбарды. До сих пор сохранилась в Генте (Бельгия) изготовленная в 1382 году бомбарда "Бешеная Маргарита" (Marguerite l'eradee), ее калибр был 559 мм, длина канала 5 калибров, длина канала с каморой 7,75 калибров. Вес бомбарды около 16 тонн, а вес ее каменного ядра около 320 кг. Бомбарда "Бешеная Маргарита" состояла из двух слоев: внутреннего, состоящего из продольных сваренных между собой полос, и наружного, состоящего из 41 железного обруча, сваренных также между собой и с внутренним слоем. Отдельная привинтная камора состояла из одного слоя сваренных между собой доской и снабжена гнездами для вставления рычага при ввинчивании ее и для вывинчивания.

Такие бомбарды не были исключением. Известно, что в 1451 году у Бургундского герцога имелась бомбарда весом свыше 16,4 тонны и стрелявшая снарядом в 900-фунтов (368,5 кг).

В Парижском музее сохранилась медная австрийская бомбарда "Катерина" калибром 20 дюймов (508 мм), отлитая в 1404 году. А в Венском арсенале хранилась бомбарда калибра около 40 дюймов (1016 мм) и длиной 1,5 сажени (3,2 м).


Бомбарды, устанавливаемые неподвижно на носу корабля, заменили прежние метательные машины. Однако последние не скоро уступили свои позиции, в связи с тем, что первые огнестрельные орудия были очень несовершенны, а баллисты и катапульты, после замены их пружин на стальные, бросали снаряды дальше, чем пушки.

Во время осады Константинополя в 1453 году венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стену. Скорострельность этой бомбарды составила 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан.
Изображение

Одна из первых бомбард. Метала каменные ядра весом 30-40 кг на расстояние до 700 метров. Скорострельность - несколько выстрелов в день.
Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 году в ходе боев на острове Родос они применяли бомбарды калибра 24-35-дюймового (610-890 мм). На изготовление таких крупных бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.

В рукописи Критобулоса, написанной в 1467 году, дается следующее описание изготовления турками бронзовых бомбард:

"Они приготовили машину (пушку), на которую страшно было взглянуть, а кто ее не видал, тот не верил этому. Она была приготовлена следующим образом: было взято большое количество весьма жирной глины, самой чистой и легкой, какую только можно было найти; ее месили и мяли в течение нескольких дней. Затем всю эту глину слепили вместе, а для придания ей большей вязкости добавили масла, шерсти и т.п.; все это хорошо перемешали и образовали из нее одну плотную вязкую массу, из которой приготовили цилиндр, имеющий вид флейты большой длины; это был сердечник для формы, предназначавшийся для отливки орудия. Сердечник этот был длиной в 40 пальм (около 10 метров), а передняя часть канала, собственно орудия, имела около 12 пальм в окружности - диаметр равнялся 33,5 дюйма (850,9 мм).

Задняя часть орудия, или камора, предназначавшаяся для принятия зелья, имела около 4 пальм (1 метр) или несколько менее, то есть составляла 1/3 части окружности канала, что совершенно согласовалось с правилами о соразмерности остальных частей орудия.

Вместе с тем, была готова и внешняя форма (в которую должно быть отлито орудие) с пустотой внутри, предназначавшейся для помещения сердечника; но следует заметить, что она была так широка, что между ее стенками и сердечником оставалось свободное пространство.

По наполнении металлом этого свободного пространства толщина стен орудия вышла в одну пальму. Внутренняя часть формы была приготовлена из той же самой глины, как и сердечник, но самая форма была скреплена с наружной стороны железом, деревом, землей и камнями с той целью, чтобы сделать ее способной выдерживать, не лопаясь, то громадное количество металла, которое в нее будет вылито.

После этого по обеим сторонам формы были выстроены две печи, из которых должна была произвестись отливка. Печи были сделаны весьма прочно, внутри выложены кирпичами и обмазаны очень жирной и хорошо обработанной глиной, а с внешней стороны обложены большими тесаными камнями, соединенными цементом и прочим, что только было необходимо для придания им большей связи.

В эти печи было заложено 1500 талантов (около 33 тонн) меди и олова, которые были окружены со всех сторон дровами и углем, а затем все отверстия печей (за исключением выпускных) были наглухо заделаны. Этот горючий материал был зажжен, и горение его поддерживалось вдуванием воздуха с помощью мехов, расположенных вокруг печей. Дутье не прерывалось в течение трех дней и трех ночей, то есть до тех пор, пока бронза вся расплавилась и стала жидкой, как вода. Тогда выпускные отверстия были открыты, и бронза по глиняным желобам полилась в форму и наполнила не только все ее внутреннее пространство, но еще образовала над ним слой металла толщиной в 1 пик (около 70 см). Таким образом была отлита пушка.
В XIX веке был определен по сохранившимся образцам состав бронзы такого орудия. При этом оказалось, что он весьма близок к составу так называемого артиллерийского металла (сплав 90-92% меди с 8-10% олова), из которого готовились бронзовые орудия XIX века. Так, металл пушки Магомета II (1464 г.) состоит из 92% меди и 8% олова.

Ядра для таких орудий делались из гранита или мрамора и обтягивались для большей прочности железными обручами. Для уменьшения зазора между ядром и каналом, что увеличивало меткость, а также для уменьшения стирания стенок канала ядра обшивались кожей.

Интересно, что крупнокалиберные турецкие бомбарды, изготовленные в XV-XVI веках, состояли на вооружении несколько столетий. В 1807 году при прорыве английской эскадры через Дарданеллы некоторые корабли получили попадания огромными турецкими каменными ядрами.

Каменное ядро калибра 25 дюймов (64 см) весом около 800 фунтов (360 кг) попало в нижний дек корабля "Windsor Castle" и воспламенило при этом некоторое количество пороха, вследствие чего произошел страшный взрыв. 46 человек при этом было убито и ранено, кроме того, многие, объятые страхом, бросились за борт и утонули. В корабль "Active" попало такое же ядро и пробило огромное отверстие в бору выше ватерлинии. В это отверстие несколько человек могли высунуть головы.

В 1868 году свыше 20 указанных орудий XV-XVI веков еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. В настоящее время одно из этих орудий в 640 мм (25 дюйма) хранится в английском музее в Вульвиче.

В XV веке были попытки отливать орудия из чугуна. Например, в 1445 году в городе Зигене было отлито 30 чугунных орудий общим весом 7370 кг. Но такие орудия из-за плохого качества чугуна были неудовлетворительными и часто разрывались при первом выстреле, поэтому и не получили применения. Из чугуна с конца XV века стали лишь иногда отливать зарядные каморы к бронзовым или железным бомбардам.

Добавлено: Март 17th, 2008, 4:10 pm
Gangster Sam
Парусно-гребные корабли новых типов.

Параллельно с парусными кораблями в 16-м - 18-м веках продолжали развиваться и гребные, но уже совершенно непохожие на классические "плоские" галеры. Часто новые гребные суда продолжали называться галеасами. Но "галеас" в адекватном переводе означает: "галерище" - очень большое гребное судно. Это название до 18-го века часто применялось к любым большим гребным судам, в том числе к гигантским галерам и шебекам.

Гигантские галеры действительно были гигантскими, - до 1800 тонн весом. От классических галер их отличали не только размеры, но и совершенно иное устройство, - это были многопалубные артиллерийские галеры. Корпус они имели похожий на корпуса парусных кораблей того времени только более узкий и вытянутый. Кроме того, там где у парусников располагалась нижняя пушечная палуба, у галер была весельная палуба. Весел имелось до 50 на борт, а на каждом сидело по 4 человека, - всего гребцов могло быть 400. Кроме гребцов на борту могло находиться еще 150 моряков и 250 морских пехотинцев. Пушек было до 70 штук, что вполне соответствовало стандартам линейного корабля, которому такая галера и соответствовала по водоизмещению. Вот только это были слабые пушки, - почти исключительно 12-ти фунтовые. На 1800-тонных галерах было и немного 24-х фунтовых, но обычно они (гигантские галеры) были не настолько гигантскими. Проблема была даже не в том, что нижняя, самая подходящая для мощных пушек, палуба была занята, а в том, что отсутствие на ней тяжелых пушек смещало центр тяжести судна вверх. Следовательно и на верхних палубах можно было разместить меньше груза. Корпус такого корабля также пробивался 12-ти фунтовыми ядрами с близкой дистанции.

Парусное вооружение гигантской галеры не уступало таковому у чисто парусного корабля, но гребной движитель был неэффективен, - учитывая снижение КПД, можно сказать, что удельная мощность у гигантской галеры была в 10 раз хуже, чем у греческой триремы, в 7, чем у русской скампавеи и в 5, чем у римской пентеры. С другой стороны, корабль способный двигаться и маневрировать в ситуации, когда другие оказывались совершенно беспомощны, имел огромное преимущество. Но гигантские галеры были еще и очень дороги в производстве и эксплуатации, так что в Испании, Англии и Франции их строили единицами.

Более функциональным парусно-гребным судном нового поколения была шебека. Здесь конфликт между необходимостью разместить в несколько ярусов пушки и найти место для весел решался иначе, - в центре корабля оставлялась низкая гребная палуба, на носу и на корме оставались надстройки, в которых и размещалась артиллерия. Водоизмещение шебеки составляло 450-850 тонн, а вооружена он был 24-мя - 36-ю орудиями, включая 4 фальконета и до 8-ми 24-х фунтовых пушек на самых больших шебеках. Вооружением и защитой шебека также уступала тяжелым фрегатам, которым приблизительно соответствовала по стоимости, но во многих случаях имела превосходство в независимости от ветра. Шебека называлась шебекой в России и Турции. В Швеции называлась гемамом, а в других странах барколоном или галеасом. Знаменитый капитан Кидд (знаменитый тем, что умудрился осуществить пиратский захват вверенного его же командованию судна) плавал (или, как выражаются моряки, - ходил) на шебеке.

Гребной движитель шебеки состоял из 40-ка (20-ти на борт) 2-х или 3-х местных весел. Удельная мощность оказывалась еще хуже, чем у гигантской галеры, - весла шебеке служили почти только для маневрирования. Специальных гребцов не имелось, экипаж, насчитывавший до 350 человек выделял их из своего числа. Парусно-гребные корабли новых типов имели океанскую автономность, а шебеки, к тому же и отличную скорость под парусом. Важно также отметить, что, как и у парусников, абордаж не был уже назначением этих судов.

Добавлено: Март 17th, 2008, 4:11 pm
Gangster Sam
Транспортные корабли.

Торговые корабли в те дремучие времена обычно бывали вооружены. Собственно, до середины 19-го века без оружия уважающее себя судно в море не появлялось. Однако, на торговых кораблях пушек было намного меньше, чем на военных. Прорезание портов в бортах снижало живучесть судна, а установка пушек на верхней палубе снижала остойчивость, так что на кораблях, от которых требовалась способность преодолевать огромные водные пространства череватые тяжелыми штормами, имелось только несколько фальконетов на надстройках, - испанские и португальские галеоны (нао) были не вооружены, - море казалось страшнее пиратов.

Не велик, обычно, был и размер корабля, - что в 16-м, что в 18-м веке, большинство имело водоизмещение 50-200 тонн, совершенствовалось только парусное вооружение, так как скорость оборота капиталов была прямо пропорциональна скорости судна. Вооружение 200 тонной шхуны могло состоять насчитывать до дюжины пушек, в том числе могло быть 6-8 12-ти фунтовых. Очевидно, что с таким вооружением она была бы безопасна от пиратов, - сосчитав порты они поняли бы, что груза на ней быть не может и не стали бы домогаться. Чаще вооружение такого корабля насчитывало от одной до десяти пушек калибром менее 12-ти фунтов, то есть из фальконетов. Если же 12-ти фунтовки и были, то смотрели они назад - в направлении вероятного подхода противника. Иногда, если пушка была одна, она устанавливалась на тумбе в центре корпуса. Но это не могла быть пушка сильнее 8-ми фунтов. Даже и под шестифунтовую пушку тумба на небольшом корабле представляла собой бревно проходящее через все палубы и соединенное с килем, - отдача обычных морских пушек амортизировалась канатами, но пушка на тумбе давала резкую отдачу, причем имела солидный рычаг. Огневая мощь не превышала одного фунта на 6-7 тонн. Обороняясь, торговый корабль стрелял преимущественно по парусам. Так же действовали и пираты. В любом случае, пушки торгового корабля не могли иным способом предотвратить абордаж.
Экипаж небольшого торгового судна мог насчитывать от нескольких до 20-30 матросов и больше. Чем меньше было народу, тем меньше денег уходило на найм, тем меньше требовалось брать припасов, но 7-10 человек не всегда могли достаточно долго противостоять стихии, да и оборонять корабль они практически не были способны. Когда Колумб отправлялся открывать неизвестные земли, он нанял экипажи максимальной численности.
Достаточно распространены были и корабли большего размера, - тонн 500-1000. То есть, достигающие размеров тяжелого фрегата. Более легкий корпус позволял взять больше груза, но у испанских галеонов корпус как раз был бронирован, - не столько для защиты от ядер, сколько для большей живучести во время шторма. Это было второй причиной, по которой галеон не нес серьезной артиллерии. Другие же корабли этих размеров, сделанные из сравнительно дешевого дерева и имеющие борта толщиной 5-10 сантиметров, вооружались основательно, - количество 12-ти фунтовых пушек могло достигать 10-ти - 16-ти. Такой купец вполне мог сопротивляться легкому фрегату, - при достаточной выучке экипажа, и в первую очередь капитана. Экипаж насчитывал 50-100 человек. Не считая пассажиров. На галеоне, кстати, всегда был отряд солдат, как и на любом корабле перевозившем ценный груз. Они защищали его от расхищения матросами.
Очень редко встречались торговые корабли водоизмещением до 2000 тонн и больше. Такие гиганты появились уже в 16-м веке, но даже в конце 18-го их было мало. Вооружались они не сильнее, чем корабли среднего размера, а в 18-м веке вооруженность торгового флота стала снижаться, - пиратов становилось меньше.

Добавлено: Апрель 4th, 2008, 2:49 pm
Alessandro
Самые популярные корабли пиратов
Шлюп

Изображение

Шлюпы первоначально строились одномачтовыми, но во 2-й половине XVIII века стали строиться трехмачтовые шлюпы. Шлюпы несли прямые паруса на передней мачте и латинские на кормовой. У одномачтовых шлюпов латинский парус ставился на единственную мачту. Водоизмещение шлюпов составляло до 300-900 т., артиллерийское вооружение 16-32 орудий. Использовались для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. Шлюпы с реями несли паруса, аналогичные яхтам, но с более широким гафелем. У гафельных шлюпов прямые паруса были заменены гаф-топселем. Шлюпы были излюбленными пиратскими кораблями. Бермудские и ямайские шлюпы строились обычно одномачтовыми, несли большой, от носа до кормы, грот и длинный бушприт, используемый для парусов, которые увеличивали маневренность шлюпа. Имея длину 10-30 метров и скорость до 10 узлов, пиратские шлюпы с командой в 20-70 человек легко настигали торговые корабли, а стотонный шлюп, имеющий на борту 15 орудий, представлял реальную угрозу для неповоротливых купеческих кораблей. Дополнительным преимуществом шлюпов с точки зрения пиратов было и то, что шлюпы имели небольшую осадку и легко уходили от преследования я на мелководье, поэтому военные фрегаты имели шанс уничтожить пиратов только в открытом море. Пираты предпочитали действовать вблизи берегов, используя малую остойку и маневренность шлюпов.

Шхуна

Изображение

Шхуна – это небольшое, маневренное судно, которое ценилось пиратами не меньше, чем шлюп. Шхуна имела 2 и более мачты, установленные с наклоном, вооруженные, как правило, косыми парусами. Главной ценностью шхуны была отличная управляемость, высокая скорость а также небольшой экипаж. Шхуна могла укрыться в мелководных прибрежных водах и неожиданно атаковать зазевавшееся торговое судно. На государственной службе шхуны использовались как посыльные суда. Шхуны могли иметь на вооружении до 16 пушек, и водоизмещение 100-800 т. В военном флоте шхуны применялись для передачи срочных сообщений. Шхуны наряду со шлюпами были фаворитами среди пиратов. Потрясающая скорость позволяла шхунам легко настигать торговые корабли, а команда в 75 человек могла, при необходимости, захватить корабль противника на абордаж.

Добавлено: Апрель 4th, 2008, 2:55 pm
Alessandro
Люгер

Изображение

Люггер имел две, реже – три мачты. Третью мачту ставили на корме и на нее одевали гик. Люггер был легко узнаваем за счет почти горизонтально бушприта. Размеры двухмачтовых люгеров не превышали 15 метров длины, трехмачтовые были длиннее на 10 метров. Особенностью люггера было также отсутствие палубы. Во Франции такой тип кораблей называли шас-маре. Крупные люггеры имели палубу на корме и были весьма быстроходными судами. На военные корабли ставили так же дополнительные стаксели. Самое удивительное у этих кораблей было то, что наибольшее распространение они получили у французских контрабандистов и английских таможенных сил, что ставило этих непримеримых противников в равные условия.
Люггеры спользовались начинающими пиратами и для атак ночью.

Тендер

Изображение

Тендер строили как правило контрабандисты для нелегальной торговли в Ла-Манше и на Карибах. Это были легкие одномачтовые корабли водоизмещением до 200 тонн с большим бушпритом, который при необходимости втягивался во внутрь. По парусному вооружению тендер или, как его еще называли куттер, был аналогом одномачтовой шхуны.

Добавлено: Апрель 4th, 2008, 3:00 pm
Alessandro
Барк

Изображение

Барк - это тип корабля, определяемый по парусному вооружению. Барк был бы одним из наиболее распространенных среди пиратов кораблей. Он представлял из себя трехмачтовое судно, причем две передних были вооружены прямыми парусами, а на задней устанавливались латинские паруса. Барки нельзя было назвать небольшими судами, но ценили их не за компактные размеры, а за скорость. Кроме того, вооружение барков позволяло не бояться встреч с военными кораблями. Данный тип судов появился в то время, когда большая часть стран начала активную борьбу с пиратами. Типичный барк имел длину около 18-35 метров, на вооружении стояло 20 пушек или 12 мортир и корабль мог перевозить не менее 120 пассажиров. Кроме пиратов, этот корабль широко использовался военными для прямо противоположной цели – борьбы с пиратами. 80 человек команды и десяток орудий позволяли на равных бороться с пиратскими кораблями. Ближайшими типами кораблей для барка являлись бригантина и баркентина.

Бригантина

Изображение

Двухмачтовое парусное судно с прямым парусом на передней (фок) мачте и косыми (бригантиной и топселем) на задней. Во второй половине 18 века на грот-стеньгу был добавлен легкий прямой парус, а затем был модернизирован и рей грот-мачты. На верхней палубе устанавливалось 6-12 пушек малого калибра. Главным предназначением бригантины была разведка. Бригантина имела высокую скорость и неплохую маневренность, что делало ее привлекательной для пиратов. Более просторный и крупный корпус бригантины по сравению с шлюпами и шхунами давал возможность дольше оставаться в море и перевозить большее количество добычи. Длина бригантины достигала 60 метров, водоизмещение составляло 125-150 тонн, а команда насчитывала 100 и более человек.

Бриг

Изображение

Бригом называли двухмачтовое судно, у которого на грот-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты несла вооружение как бизань-мачта. Вместо грота на грот-рее располагался сухой грот и триксель с гафелем и гиком. Бриг был создан на базе небольшой бригантины и шнявы и применялся главным образом как разведывательный корабль. Встречались также бриги с такелажем шнявы или бригантины - двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля.

Добавлено: Апрель 4th, 2008, 3:08 pm
Alessandro
Для расправы с пиратами

Корвет

Изображение

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX вв., предназначался для разведок, посыльной службы, крейсерских действий. В 1-й половине XVIII в. двухмачтовое, а затем и трехмачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т., с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями. Корветы были незаменимы при борьбе с пиратами, когда их легкие суда уходили на мелководье и становились вне зон обстрела из орудий тяжелых и глубоко сидящих фрегатов и линейных кораблей. В этом случае сравнительно легкие корветы могли свободно подойти к вражескому кораблю на расстояние орудийного выстрела.

Фрегат

Изображение

Фрегатом называли трехмачтовый военный корабль, на котором устанавливалось в один ряд до 60 пушек. Фрегаты были меньше линейных кораблей и несли меньше артиллерии, но превосходили их по скорости. Основными целями фрегатов были одиночные плавания, захват торговых судов, причем как вдали от берега, так и в непосредственной близости от портов. Фрегаты были незаменимы при военных действиях на морских коммуникациях. Фрегаты использовались также при операциях против пиратов. Длина корпуса составляла 50-80 метров, ширина – 10-15 метров. Вооружение – 40-70 орудий экипаж до 450 человек, водоизмещение – 1500-2500 тонн. Некоторые из фригатов сохранились до нашего времени либо были заново восстановлены.
Когда такие корабли попадали в руки пиратов на карибах становилось "жарко".

Добавлено: Апрель 4th, 2008, 3:10 pm
Alessandro
Устройство корабля (скорее всего фрегата):

Изображение

Изображение