Сценарий «Была не была» Виктор Мережко написал специально для Нонны Мордюковой. Героиню, Марию Коновалову, списал с собственной тещи. Актриса пришла в восторг. Оба, не сговариваясь, решили: снимать должен Никита Михалков. Тогда вся страна говорила о шедевре молодого режиссера - «Неоконченной пьесе для механического пианино». Никита Сергеевич согласился снимать фильм, вот только название его не очень устроило, поэтому время от времени возникали варианты - «Туда и обратно», «Необыкновенная история». «Родня» возникла, когда съемки были уже закончены.

Большую часть фильма снимали в Днепропетровске. На четырнадцатом этаже одной высотки арендовали квартиру - там, по сюжету, жила дочь Марии Коноваловой. Хозяев на время съемок отправили за казенный счет на море, сделали ремонт, завезли свою мебель. Нетрудно представить удивление жильцов, когда в лифт входили Нонна Мордюкова или Светлана Крючкова. Зато жители двора, где снимали квартиру Вовчика, с киношниками были почти на ты. И потом много лет вспоминали, как Михалков оказывал знаки внимания одной из местных красавиц, впрочем вполне безобидные, а Мордюкова во время дождя ходила с полиэтиленовым пакетом на голове. Жители Днепропетровска трогательно демонстрировали свою любовь к Нонне Викторовне. Приносили на съемочную площадку отварную молодую картошку с укропом, сало, огурцы. И даже самогон. Актриса принимала дары, комментируя: «Это осветителям надо отнести, они голодные. А почему у тебя огурцы хреновые?» Никто не обижался.

Еще на пробах грима между режиссером и актрисой возник конфликт: не хотела Нонна Викторовна становиться простой деревенской теткой. Обиделась и ушла. А потом услышала, что Михалков собирается в ее роли снимать Римму Маркову. Возмутилась: «Римму Маркову он будет... Не будет Римма Маркова там сниматься - я буду!» Не знала, что сам режиссер этот слух и пустил: изучил уже характер примадонны. Мордюкова вернулась, согласилась и на химическую завивку, и на металлические коронки на зубах. Впрочем, на этом конфликты не закончились. Коса на камень нашла, когда снимали финальную сцену на вокзале. Нонне Викторовне никак не удавалось передать страдание и тоску своей героини. Михалков приказал помощникам положить в чемодан, с которым Мария пришла на вокзал, побольше... камней. Актриса с трудом таскает невероятные тяжести, а нужного выражения, нет, не получается.

Тогда режиссер принялся откровенно провоцировать народную артистку Советского Союза: что, мол, бабуля, тяжело в таком возрасте играть? (Мордюковой, между прочим, тогда было всего 56 лет). Но вместо «страдания» актриса сыграла «расставание»: развернулась и ушла. Михалков за ней. Сна его козлом обозвала, со всей силы в грудь кулаком толкнула, да еще и рубашку разорвала. «Посыпались изящные пуговички с заморской пахучей одежки», - смеясь, вспоминала Мордюкова годы спустя. А тогда в Москву засобиралась, хотя роль ей очень нравилась. Но уже вечером состоялось примирение: Никита Михалков даже заплакал и суровая Нонна Викторовна немедленно простила его.

фильм родня 1981 девочка мальчик федор стуковНа роль маленькой Иришки пробовалось много девочек - хорошеньких, озорных, очень способных и просто талантливых. Но режиссеру ни одна не нравилась. В них ему не хватало нахальства. Ходил задумчивый, смотрел пристально. И - опа! - увидел героиню в... Феде Стукове. Семилетний мальчик прежде уже снимался у Михалкова в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Странное предложение Никиты Сергеевича Федю не удивило, он с ходу включился в работу. Не комплексовал, даже, по собственным словам, с колготками и юбками «сросся». Талантливо импровизировал. К юному актеру в съемочной группе все относились с любовью, особенно киношные бабушка и мама - Нонна Мордюкова и Светлана Крючкова. А Никита Михалков в свободное время учил Федю водить машину. «И я пытался им соответствовать, как умная дочка и внучка», - со смехом вспоминает Стуков. Даже то обстоятельство, что после выхода фильма к нему надолго прилипла кличка Фекла, не омрачило радости от совместной работы с большими мастерами.

У членов худсовета претензий к фильму было немало. Не нравилась начальникам сцена, в которой Мария бьет зятя по лбу: мол, неприлично женщине так себя вести (к слову, удар был такой силы, что Юрий Богатырев долго потом обижался на Нонну Викторовну). Потребовали переснять сцену с новобранцами - намек на войну в Афганистане. Вырезать кадр со стадионом - оказалось, что из окон Нининой квартиры виден не только днепропетровский «Метеор», но и строения какого-то секретного завода. А вдруг враги посмотрят фильм «Родня» и... Пришлось группе ехать в Киев и там переснимать сцену с бегуном. В общей сложности чиновники потребовали внести... 200 (!) поправок, не заботясь о том, что они принципиально меняют сюжет. Председатель Госкино СССР Ермаш заявил режиссеру: «Таким увидеть советский народ можно было только из окна «Мерседеса»!» Около года картину не выпускали на экран. От забвения спас генсек Юрий Андропов: ему фильм очень понравился и он приказал выпустить его в прокат с минимальными правками.
http://life-artists.ru/istorija-filma-rodnja-1981-goda/