История "Фирм"
Вначале были моды. Моды собирались в мобы. А мобы стали ходить на футбол. После игры встречали других модов, и били друг другу морды. Так зарождалась хулз-культура.
"Модное начало"
В начале 60-ых на улицах британских городов стали появляться молодые люди, стриженные под горшок, в "торжественных" белых рубашках с огромными воротниками, широких клетчатых брюках на подтяжках и массивных ботах на толстых подошвах. Себя они окрестили "модернистами", сокращенно - "модами", и подобно футуристам начала ХХ века, возложили на себя миссию двигателей прогресса.
Первое время насаждение прогресса сводилось к безумной езде на скутерах, экзальтированными танцами на дискотеках и разборками с рокерами, тогдашними хозяевами городских улиц. рокеры были объявлены главными тормозами истории, поскольку были старше модов по возрасту и предпочитали "прогрессивным" мотороллерам "консервативные" мотоцтклы. Разумеется, любители скутеров не могли смириться с тем, что рядом с ними существуют носители атавизмов: сходка модернистов приняла решение о хирургическом вмешательстве. Так началась первая британская война за господство на улицах. Моды были значительно агрессивнее и часто использовали в столкновениях выкидные ножи. Кроме того, они нашивали рыболовные крючки на отвороты своих пальто - в драке хватание за отвороты воротника было опасным.
Большая часть потасовок инициировалась именно модами. Рокеры были больше увлечены тем, как "сделать тон" (100 миль в час, причем исключительно в темное время суток и в плохую погоду), переделкой мотоцикла и гонками от светофора к светофору между кафе. Коварные моды тогда решили посягнуть на самое святое для байкеров - мотоциклы. ПРипаркованный байк часто становился жертвой "модовского" вандализма: мод не задумываясь мог сыпнуть сахару в бензобак чьего-нибудь мотоцикла.
Самое серьезное сражение произошлов пасхальное воскресенье 1964 года в Брайтоне. Рокеров, мирно отдыхавших на пляже, атаковала большая группа модов, вооруженная пляжными зонтами. Постепенно беспорядки и драки переместились на улицы Брайтона. Моды били витрины магазинов, окна в домах. В тот день было арестовано 97 человек, а публичный суд над арестованными был старательно раздут прессой. Газеты вышли с заголовками "День террора группой скутеристов" и "Дикари вторглись на побережье".Не удержался от громких эпитетов и судья, который вел процесс: он окрестил участников беспорядков "Опилочными Цезарями".
За три года уличные банды модов (mod firms) окончательно вытеснили рокеров с улиц. Во второй половине 60-х фактически вся Великобритания была поделена между "модными фирмами", которые нещадно воевали друг с другом за сферы влияния. В любой момент каждая банда могла поставить "под ружье" моб (толпу) в 70-200 человек. названия фирм - The Highbury mob, The Archway, Somers Town, Elephant and Castle, Mile End, Mars Finsbury Park - гремели тогда на всю Англию. Одной из таких mod firms писатель Энтони Берджес посвятил книгу "Заводной апельсин", по мотивам которой Стенли Кубрик снял одноименный фильм, ставший культовым у неформалов всего мира. Езда на скутере и побоища с конкурирующими фирмами были не главным увлечением модернистов. На первом месте у модов стоял собственный стиль. Стремление оригинально выглядеть, быть так называемым "geezer" (отличным от остальных) порой стоило ему немалых денег. моды не могли позволить себе пробавляться повседневной одеждой - это считалось неуважением к себе и к своим собратьям по мобу. Чтобы соответствовать высокому званию geezer, моды оставляли в дорогих бутиках сотни фунтов. ТОгда же у ездоков на на скутерах сформировался и круг любимых брэндов: Merc, Fred Perry, Burberry, Pringle of Scotland. У каждого моба был свой отличительный лейбл: например, группировка The Archway носила исключительно рубашки Ben Sherman, а у модов Elephant and Castle форменной одеждой были брюки в клетку от Burberry. Отличительной чертой модов середины 60-ых был мужской макияж, подведенные тушью глаза. таким образом, моды дали толчок в развитии фэшн-индустрии: многие модные дома от Christian Dior до Prada до сих пор используют ремарки стиля модов в своих мужских коллекциях, а многие модельеры называют скутеристов родоначальниками мужского гламура.
Гламурность модов вводила многих в заблуждение по поводу их воинственности: накрашенный молодой человек, манерно одетый, плохо вязался с представлениями о боевом духе. Однако это не помешало "модернистам" на протяжении десятилетия доминировать в британском мире неформалов и своей воинственностью искоренить рокеров, тедди бойз и другие молодежные группировки.
Моды никогда не трогали "мирное население" и воевали исключительно между собой или другими неформалами. Они очень любили покрасоваться, а посему часто появлялись в публичных местах, чтобы простой народ оценил последние тенденции в моде. Именно с этой целью они и начали посещать футбольные матчи. стадион стал для модов своего рода подиумом, а заодно и площадкой для столкновения с вражескими фирмами. На рубеже 60-70 годов от модов отпочковалось напрвление "хард-модов", которые посвятили себя исключительно околофутбольным разборкам. так возникли первые хулиганские группировки.
"Бритый" период.
Постепенно движение модов стало угасать на фоне популярности хиппи. Жизнеустойчивость демонстрировали только хард-моды, которые напоминали о некогда могущественном движении. Харды сколотили свои мобы и продолжали враждовать друг с другом, только уже на футбольной почве. хулз, как они стали себя называть, уже порядком отдалились от гламура. Они отказались от знаменитого модовского мэйк-апа, дорогих вещей и стильных причесок. В ходу были тяжелые рабочие ботинки Doc Martins, которые являлись хорошим оружием в драке, куртки-бомберы, в которых легко можно было ускользнуть из рук противника, и короткие прически, чтобы в махаче противник не смог схватить за волосы. Со временем хард-моды стали совсем выбривать голову: в полицейских протоколах появилась новая "маркировка" - скинхэды. Первые "бритоголовые" были далеки от идеологии неонацизма. Более того, среди "безволосых" хард-модов было немало выходцев из бывших британских колоний. В политику футбольных хулиганов стали втягивать лишь в середине 70-х, когда на стадионах появились агитаторы из крайне правых ("Комбат18") и левацких организаций. Через некоторое время среди скинов наметился раскол: одни стали бороться за расовую чистоту Британии, другие, кто поддался на агитацию леваков, за коммунистические идеи. Первые носили на своих убойных ботах белые шнурки, вторые - красные. Так, поклонники лондонского клуба West Ham United из группировки Inter City Firm попутно являлись неонацистами, а бритоголовые фаны Manchester United из фирмы Red Army почитали Ленина, Хо Ши Мина и Мао.
В это же время формируется фундаментальная идея футбольного хулиганизма. При каждом британском клубе организуются хулиганские firms и crew. Появляется и кодекс поведения хулз: выяснать отношения только друг с другом, не трогать обычных "болел", постоянно сопровождать свой клуб на матчи в другие города, драться за пределами стадиона и т.д. Хулз громко заявляют о себе не только на английских аренах, но и на европейских стадионах, устраивая махачи с местными болельщиками. Ни французы, ни голландии, ни немцы ничего не могут противопоставить хорошо организованным английским хулиганам. Пожалуй, только итальянские ultras, имеющие собственную традицию футбольного фанатизма, могут дать отпор приезжим британцам.
Хулз наводят ужас на европейскую полицию и вызывают восхищение у местной молодежи. Аглийскую околофутбольную традицию начинают перенимать болельщики французских, немецких, испанских, бельгийских клубов. Движение скинов получает мировой размах. Расистские выходки, погромы, неонацисткие знамена на стадионах становятся нормой в Европе. В начале 80-х английское и европейские правительства принимают ряд жестких мер. В Великобритании начинаются настоящие репрессии против футбольных хулиганов: закрываются пабы, где базируются хулиганские фирмы, арестовываются лидеры ("Top Boys") околофутбольных группировок, некоторые фирмы полностью разрушены. На стадионах введен запрет на активный support (поддержку любимого клуба): знамена, хлопушки, перформансы. А на некоторых аренах закрыт вход даже в футболках, куртках, шарфах клубных цветов. Любой бритоголовый попадает под пристальное внимание полиции.
We Are Casuals
Волна полицейского террора против английского околофутбола заставляет группировки перестраиваться. появляется новое течение хулз - так называемых "casuals", назвавшие себя в честь стиля повседневной одежды. Casuals, памятуя о своем родстве с модами, снова ставят причиной для попадания в полицейский участок, они стараются выгляеть хорошими, благополучными парнями. Возрождается интерес к шопингу и дорогим лейблам Теперь в фаворе теннисные брэнды, которые можно увидеть на Уимблдонском турнире: Lacoste, Sergio Tacchini, Ellesse, FILA, Diadora. Помимо теннисных вещей в гардеробе casuals обязательны куртки, парки, пуловеры, брюки, кепки для игры в гольф, поло и крикет. По прежнему остаются в почете и любимые модовские лейблы. Внешне хулз напоминают ухоженных выпускников престижных университетов и колледжей - а что может быть лучшей маскировкой для полиции! Меняется отношение к прическе: casuals предпочитают делать модную короткую стрижку. В целях маскировки они отказываются и от ношения клубных цветов: шарфы, клубные ти-шоты, куртки, боевая раскраска лица строго запрещена в фирмах. О преданности клубу может напоминать только маленький значок с эмблемой клуба. Враждующие casuals crew различают друг друга по лейблам, как и моды.
Что касается бойцовских качеств , то "lads" , как себя еще называют casuals, ничем не уступают скинхэдам. Скины какое-то время стремятся сохранить свое доминирование на трибунах, устраивая жесткие махачи с "новоделами". Иногда стычки происходят даже между мобами одного клуба: между фирмами бритоголовых и casuals. Однако, во второй половине 80-х мода на скинов в английской премьер-лиге окончательно проходит. Правда, и Lads переживают в этот момент не лучшие времена: полиция устраивает новую волну репрессий после трагедии на брюссельском стадионе "Эйзель", в которой обвинили фанатов "Ливерпуля". Английские клубы были отлучены от еврокубков на несколько лет. На это черное для хулз время приходится период шатаний в околофутболе. Многие фирмы распадаются, а lads обращаются в новую хаус-культуру, превратившись в клабберов, поменяв пиво на лсд и экстази.
В начале 90-х английские клубы триумфально возвращаются в Европу, выиграв несколько кубков. Начинается реанимация начавшего было стагнировать casuals-движения. Британские lads, которые все чаще называют себя излюбленным словом geezes, снова зажигают в Европе. Побитые европейцы снова испытывают приступ "англомании": в Германии, Бельгии, Нидерландах, Швеции и Польше входит в моду стиль casuals. По внешнему виду теперь сложно отличить континентальных geezers от "родных", английских. Правда в "махаче" англичанам по прежнему нет равных. Да и по частоте выездов на матчи в другие страны британские lads значительно превосходят европейцев.
ХУЛЗ-СЛОВАРЬ
Околофутбол-традиция футбольного хулиганства
Casuals, geezers, lads - "правильные" хулз
Top Boys- самые автритетные lads
Firm, crew - организация хулз
Хардкор - элита, гвардия хулиганской фирмы
Support - поддержка родного клуба на стадионе
Моб - организованная толпа хулз
Ultras - фанаты, предпочитающие итальянскую версию футбольного хулиганства
Fair play - справедливая драка хулиганских мобов без применения оружия
Аргументы - оружие, применяемое в околофутбольных разборках: арматура, ножи, биты, кастеты
Anorak, scarfer - презрительное название далеких от околофутбола чудаков, которые ходят на футбол с шарфами, флажками и другой клубной атрибутикой
Карланы - мало отличающиеся от гопников фанаты подроскового возраста, далекие от традиции
_______________________________________________________
http://zaman4ivo.livejournal.com/tag/%D ... 0%BA%D0%B8